Ко Дню Рождения "Слободы"

Ко Дню Рождения "Слободы"

26 апреля – день рождения нашей «Слободы». 33 года. Все началось в 1986 году со спасения палат Щербакова на Бакунинской.  Летом того года началось строительство Третьего транспортного кольца…

Палаты Щербакова

Олег Фочкин, журналист, писатель, активист «Слободы»:

«В июле 1986 года я вместе с однокурсниками проходил студенческую практику в Государственном Историческом музее. И вот на третий или четвертый день наш одногруппник, ныне заместитель главного редактора журнала «Фома» Володя Гурболиков вдруг сказал: «Ребята, а поехали вместе со мной на Бакунинскую, там сейчас местные жители спасают дом восемнадцатого века, который хотят разрушить, а параллельно проводят раскопки». Там много всего интересного уже нашли. Честно говоря, раскопки в этом предложении сыграли решающее значение. Какой будущий археолог откажется от подобного предложения? И мы поехали на «Бауманскую», спасать дом. Никто и предположить не мог, что вся эта история станет поворотной в судьбе многих участников тех событий. Там мы нашли друзей, создали свою молодежную организацию, а многие даже нашли жен и мужей и навсегда связали жизнь с архитектурой, историей Москвы, археологией. Там шли настоящие бои за здание! Подростки вместе с нами раскапывали культурный слой (полтора метра) второго этажа. Дом пережил пожар 1812 года, но то, что сгорело, просто засыпали слоем земли. И кроме нас после нашествия Наполеона в доме никто не копался» 

Палаты Щербакова. Подготовка к сносу. Фото: Олег Фочкин

Анна Берникова, председатель «Слободы»:

«Когда я была школьницей, у нас был учитель рисования. Его звали Григорий Михайлович Стриженов и именно он помог мне и многим своим ученикам узнать многие  тайны  нашего района. Басманный район  в 80-е годы прошлого столетия  подвергся сильному разрушению, и – мы ходили по домам, предназначенным под снос, лазили по чердакам, собирали детали – печные изразцы, дверные защелки, гвозди. И из этой деятельности начала вырастать коллекция нашего будущего музея.  Самую большую известность нашему сообществу принесла акция, которая прошла в 1986 году. Тогда был утвержден проект постройки Третьего кольца, которое должно было проходить через исторические места района. А на углу Бакунинской улицы в месте пересечения с третьим кольцом стояла пивнушка,  которая должна была идти под снос. Григорий Михайлович разузнал, что это – уникальный памятник XVII века  – палаты  купца Щербакова, и их нельзя сносить. Наши градостроители все равно хотели его сломать. Тогда школьники и студенты  устроили дежурства по защите палат и не пускали строителей на площадку.  Когда все-таки подогнали тяжелую технику для сноса,  мы в двигатель  насыпали сахару – дефицита тогда не еще было – и двигатель  заглох, сломался. Палаты тогда удалось отстоять и теперь они стоят как памятник  градозащитникам посредине третьего кольца – в этом месте оно деликатно сужается….. Об этом писали все газеты и наше сообщество  стало очень известным. Приходили журналисты, и с этой историей наш Григорий Михайлович стал чуть ли не депутатом. Потом была история с «вдовьими  домами», линия домов напротив Лефортовского парка, построенная во времена Петра Первого. Их хотели сносить, и я помню, что была зима, и школьники после школы ходили и расклеивали листовки на стенах под руководством учителя. Есть документальный  фильм,  который снимался в то время  и там  отражен эпизод, когда мы, малыши, клеим листовки» 

Палаты Щербакова после реставрации. Фото: Олег Фочкин
Некоторые участники событий 1986 г. 20 лет спустя в 2006 г. Фото: Олег Фочкин

Люди, которые принимали участие в защите палат, создали Эколого-культурное объединение «Слобода». Руководить им стал  Григорий Стриженов, художник, учитель.

Г. М. Стриженов
Нажмите кнопку «Редактировать», чтобы изменить этот текст. Проснувшись однажды утром после беспокойного сна, Грегор Замза обнаружил, что он у себя в постели превратился в страшное насекомое.

Одноклассник Григория Михайловича, профессор консерватории Михаил Никешичев:

«Мы учились в одном классе с Гришей Стриженовым, Общались. Его отец, Михаил Борисович, отметил мои художественные работы. Он был учеником Фаворского, его призвание – запечатлять уходящую Москву. Стриженовы жили во флигеле усадьбы в Токмаковом на 1 этаже. У Михаила Борисовича были все проекты усадьбы. Майя Александровна, мама Гриши, занималась реставрацией Большого театра, добивалась, чтоб восстановилось как можно больше. Они очень хорошо знали историю района и Москвы. Елизавета Михайловна, бабушка Гриши, рассказывала, что когда ее батюшка болел, мощенную дорогу около усадьбы выстилали соломой, чтоб кареты не тревожили больного. Рассказывала про лепрозорий на углу улицы Радио.

 К наследию, истории района мы с  сестрой Еленой приобщились благодаря Майе Александровне и Михаилу Борисовичу»

Елена Никешичева:

«Как-то я забирала Мишу с продленки, а он никак не мог найти пиджак. В итоге нашел, надел быстро. Я обратила внимание, что великоват, но значения не придала. А дома посмотрели: пиджак-то новый, а Мишин был слегла потрепанный. В общем, унесли мы Гришин пиджак. Что тут началось! Вызвали наших родителей в школу. Так они познакомились с родителями Гриши и стали общаться – интеллигентные люди, много общего. А потом уже и мы подружились»

У сообщества «Слободы»  было много планов и идей. Григорий Михайлович собирал разные материалы: чертежи, кальки старых московских зданий, архивные документы. По каждому зданию было целое дело: поэтажный план, экспликация, ситуационный план. Пытались создавать проектное бюро, думали, где поставить кульманы, но деньги так и не нашлись. У Григория Михайловича были очень интересные идеи не только о сохранении Москвы, но и об организации жизни москвичей. Он разделял взгляды архитектора Михаила Борисовича Пхора: нужно развивать самоуправление. Московские дворы – словно маленькие колхозы, в которых жители вместе обустраивают быт.

Спасли  участники «Слободы» заброшенный памятник – деревянную дачу на улице Шумкина, 16. На Кузнецком Мосту отстояли подземные остатки моста от разрушения коллектором. Проникли на территорию завода, где находился предположительно дом Анны Монс, правда, хотя дом еще цел, судьба его не решена до сих пор.

Лефортовский переулок. Здание, где располагалась "Слобода". Фото: pastvu.com
Лефортовский переулок. Здание, где располагалась "Слобода". Фото: strapelia2784.livejournal.com

«Слобода» располагалась в Лефортовском переулке (вход с Бауманской улицы, 50/12). Две квартиры на втором этаже дома полностью занимала организация – в одной был офис, в другой  располагался музей «Зрелище Москвы», он был стилизован под квартиру столетней давности. Там собирались художники, краеведы, историки, пили чай из самовара, школьники приходили на экскурсии. 

Галина Хаустова, участник “Слободы”:

«Гришу Стриженова я услышала в передаче «Говорит Москва», он рассказывал про эпопею с палатами Щербакова и ТТК. Меня это очень заинтересовало. Он сказал, что все, кто хочет участвовать в защите памятников архитектуры, могут прийти в Лефортовский переулок. Детей у меня тогда было еще только двое, время свободное было, и я пришла. Активисты, как бы сейчас их назвали, собирали информацию и объясняли  людям, что Третье транспортное кольцо ‑ это страшное зло, которое в наших силах предотвратить. До меня, правда, дошли только отголоски истории с палатами Щербакова,  появилась уже под занавес.

Экспонаты музея Слободы  очень интересные были. Что-то и я музею передала. Принесла подаренную мне свекровью юбку ее мамы – бабушки моего мужа. Нижняя юбка со шлейфиками, черными кружавчиками, шуршащая – настоящий шелк! Когда получали это помещение в 1989 году, Гриша устроил выставку экспонатов на заседании райсовета: в холле в нескольких витринах разместили старинные вещи, и моя юбка там была, а сумочка и башмачки ее дополнили. Все депутаты того знаменитого разогнанного созыва проголосовали за то, чтобы предоставить «Слободе» помещение»

Музей начал создаваться еще 1984 году жителями района, посменно именно он стал главным в работе «Слободы». Это, по сути, или три музея в одном: История Немецкой слободы и соседних слобод и сел; Московский городской быт и его традиции; Художественная галерея “Портрет Города” (коллекция произведений разных эпох, изображающих Москву и её обитателей). Фонды музея  насчитывали свыше 20 000 единиц хранения: археологические находки из Немецкой слободы и её окрестностей, архитектурные детали с уничтоженных домов, архивные документы, чертежи, карты, мебель, посуда и другие предметы быта, произведения живописи, графики, скульптуры московских художников Аввакумова, Китаева, Самвелитова, а основу снову коллекции составляло творческое наследие Михаила Борисовича Стриженова. В фотоархив музея находилось более 15 000 негативов, слайдов и фотографий с видами старой Москвы и древних городов России. В 2016 году  жителями района и активистами  Константином Гудковым и Александром Дудаевым была организована общественная кампания по оцифровке снимков. Уникальный архив фотографий старой Москвы поместился  в 21 коробку.  В архиве около 1200 слайдов 1960-х — 1980-х годов. Уникальность архива в том, что большинство фотографий цветные и передают подлинную атмосферу Москвы тех лет, а изображения отдельных несохранившихся зданий до 2016 года не были опубликованы.  Сейчас фотографии доступны на у нас.

Но в 2004 году в одночасье  «Слобода» потеряла свой дом. У квартир, где находилась Слобода, появился новый собственник, музей просто выкинули в подвал. Ночью вышибли замки, черепки все свалили в кучу, половину ценных  вещей разворовали,  а  подвал потом еще и затопило.. Большая часть коллекции музея «Зрелище Москвы» теперь находится в школе им. Карбышева, оставшаяся    частных руках.

Фотоархив М. Стриженова. Фото: К. Гудков, А. Дуднев
Негатив М. Стриженова. Фото К. Гудков, А. Дуднев

Олег Фочкин:

«Мы спасали другие дома, проводили раскопки, водили экскурсии, занимались реставрацией, проводили встречи в ЦДХ на Кузнецком мосту и выставки в районной управе. Но потом у «Слободы» не стало помещения. Там сейчас находится клуб «Швайн». В 2012 г. неожиданно умер Григорий Стриженов»

Клуба «Швайн» в Лефортовском тоже уже нет, на его месте теперь бар «Мотыга Ети». По словам Дениса Быкова, автора блога «Москва. Детали» новый собственник относится к зданию – памятнику архитектуры – бережно.

Несмотря на то, что у «Слободы» сегодня нет помещения, работа с наследием района продолжается. Новое поколение неравнодушных к городу жителей продолжает дело Григория Михайловича Стриженова. С 2016 года началось перерождение организации: мы создали проект – виртуальный музей Басманного района,  сотрудничаем с музеями и культурными центрами района, проводим мероприятия, открываем выставки, собираем вещи и истории жителей. Как и было всегда, каждый может рассказать свою историю и передать экспонат в музей.

К 33 летию «Слободы» в Библиотеке им. Достоевского открыта мини-выставка «Басманный сервант». Через памятные вещи жителей в старом серванте-горка мы рассказываем историю района – от основания Немецкой слободы до наших дней.

Мы говорим «Создадим Музей Басманного района вместе!» и верим, что рано или поздно у нас снова появится дом и настоящий музейно-культурный центр Басманного района.

Поучаствовать в судьбе «Слободы» и помочь нам в реализации планов может сегодня каждый: можно пожертвовать средства на развитие, вступить в «Слободу» или стать волонтером

Басманный сервант. Фото: Дарья Жарова

Текст: Ольга Пичугина, куратор коммуникаций проекта “Музей Басманного района”

Leave a comment

Send a Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *