Красные ворота

С чем у москвичей сегодня ассоциируется название «Красные ворота»? Конечно же, со станцией метро! И только единицы назовут его первоисточник.

«Москва. Красные ворота». Автор: Дмитрий Алёшин

Станция «Красные ворота» была открыта в составе первой очереди Московского метро, при этом в ее архитектурном оформлении можно найти элементы большинства стилей, бытовавших в начале XX века. Перронный зал выполнен по проекту архитектора Ивана Фомина (автора проекта станции «Площадь Свердлова», ныне — «Театральная»), который в его оформлении запечатлел символический образ Красных ворот, когда-то стоявших на поверхности. По сути, они были первой триумфальной аркой в России. Построенная по приказу Петра I в честь победы над шведами в 1709 году, арка много раз перестраивалась и до XX века дошла версия Дмитрия Ухтомского, правда, с небольшими переделками. В 1928 году под предлогом расширения проезжей части ворота вместе с соседней церковью Трех Святителей снесли. А будущей станции метро в наследство досталось название, красный цвет в оформлении, ниши, сводчатые проходы между пилонами и свод.

Красные ворота, 1910-1911гг. Фото: Pastvu

Первоначально у станции был всего один вестибюль – южный, архитектором которого стал авангардист и рационалист Николай Ладовский. Строгие геометрические формы вылились в стильный интерьер и конструктивистский фасад, состоящий из четырех вложенных друг в друга арок, как бы логически продолжающих эскалаторный подъем. К слову, проект станции был удостоен Гран-при на Международной всемирной выставке в Париже 1938 году.

Наземный вестибюль станции „Красные ворота», 1935 год.

Второй, северный выход из метро, начали строить в конце 1940-х вместе с высотным зданием Министерства транспортного строительства, архитектором которого был Алексей Душкин (автора станций метро «Новослободская», «Маяковская», «Кропоткинская»). Ему же поручили спроектировать и вестибюль, встроенный в здание высотки. Оформление интерьера здесь, как и на большинстве станций, открывшихся в то время, посвящено победе советского народа в Великой Отечественной войне. Кстати, помимо самого Душкина, который получил квартиру в высотке, в ней жили кинооператор Анатолий Головня и популярный актер Борис Чирков. Для удобства жильцов на первых этажах жилых корпусов находятся магазины и кафе. Подземных парковок, потайных ходов, спортплощадки и прочих излишеств тут, увы, нет.

Станция «Красные Ворота», северный вестибюль, 1956-1957гг. Фото: pastvu

Еще из интересных фактов. Станция «Красные ворота» стала испытательной площадкой для первых советских турникетов метро – в 1952 году они появились в ее южном вестибюле, но не оправдали себя и были вскоре демонтированы. Однако уже в 1959 году здесь же были установлены аппараты с новой конструкцией, которая пришлась по вкусу и начальству, и пассажирам. В итоге к 1962 году все вестибюли московской подземки были оснащены турникетами «с нормально свободным проходом». В том же году и станции, и площади напротив дали имя Михаила Лермонтова, родившегося в доме, который находился рядом со зданием высотки. Старое название станции вернули лишь в 1986 году.

Текст: Фёдор Дядичев

Картина: «Москва. Красные ворота». Автор: Дмитрий Алёшин

Публикация является частью проекта “Музей шаговой доступности”. Проект реализуется РОО ЭКО “Слобода” при поддержке Фонда Президентских грантов в сотрудничестве с программой ТС “Пятёрочка” “Забота о сообществе”.