Музей Басманного района/Басмания – районный музей под открытым небом, который создают и развивают люди, и для них важно наследие города. Музей Басманного района сегодня – это центр человеческой работы с наследием: работы специалистов – историков, архитекторов, археологов, исследователей, краеведов, экскурсоводов – и просто жителей. Ведь наследие – это люди и их дела.
Какие форматы, инструменты и технологии применяют в этой своей работе с наследием профессионалы и энтузиасты? Живой опыт и реалистичные планы спикеров Коллегии и трёх тематических туров наполнили конференцию «Басманные диспуты. Инструменты и технологии работы с наследием» и доступны в записи прямой трансляции на YouTube- канале Басмании.
Конференция была невероятно насыщена опытом выступающих – на однодневных «Басманных диспутах» выступили 17(!) ярких спикеров из Москвы и Петербурга, а раскрытые ими кейсы показывали опыт не только этих городов, но и Данилова, Новосибирска, Татарстана, Омска…
«Басманные диспуты» состоялись в формате «непрямой дискуссии»: разные точки зрения представляли Коллегия (пленарное заседание) и каждый из трёх туров конференции. Именно поэтому Коллегия стала публичным разговором экспертов в кругу профессионалов, а выступления спикеров в каждом туре были выстроены в динамичной последовательности без перерывов на вопросы аудитории: каждый тур формировал цельное представление о вариантах применения различных инструментов, форматов и технологий в работе с наследием, о возможностях вовлечения в эту работу читателей, зрителей, слушателей, жителей:
Для вашего удобства в закрепленном комментарии к видео вы найдете таймкоды на выступления спикеров
Спикеры Коллегии говорили о роли активного краеведческого сообщества для работы с наследием, рассказывали о тесном контакте и взаимодействии в Москве всех городских властных и музейных структур, связанных с охраной и развитием наследия. Обсуждали значимость информирования о происходящем в городе, о недооценённости общественных пространств (и в целом любых открытых пространств в городе), а также общественного транспорта с точки зрения возможностей информирования и объединения людей в части взаимодействия с городом, вовлечения жителей в «присвоение» наследия. А именно такое изменение среды позволяет активно вовлекать жителей в осознанное взаимодействие с наследием. При этом важно помнить об эмоциональном воздействии на людей, о возможностях художественных, творческих подходов. Любые технологии работают только в случае, когда проекты разрабатывают и ведут люди, которые искренне в них заинтересованы – в таких случаях и партнёры у музеев или библиотек находятся сами.
создатель проекта «Львы и орлы. Интерактив в городе», экскурсовод, куратор социокультурных проектов, автор книги личных историй Басманного района «Витамины, скрипочка и велосипед»
руководитель Музея Басманного района/Басмания
директор Музейного объединения «Музей Москвы»
эксперт по библиотечному и музейному развитию
Выступления профессионалов во многом были посвящены анализу пользовательского опыта читателей библиотек, экскурсантов, посетителей музеев. Озарения в профессиональной работе приходит, когда передаёшь свой опыт, а проекты срабатывают, когда они соединяют разные аудитории – например, студентов профильных специальностей и малые музеи. Важный фактор развития культурных институций и привлечения внимания к их работе – вовлечение чиновников и медиа в события музейной жизни: не в открытие выставок, а в спасение потенциальных экспонатов, например. Люди неохотно ходят на лекции, но активно откликаются на любые интерактивные форматы, в том числе на мастер-классы по работе с личными историями, с семейным наследием. Большой отклик вызывают и театральные постановки, но они очень затратны для их создателей. Свою эффективность показывает переход от преобладания текстового к доминанте визуального, подход как к изображениям (старым фотографиям города, например) как повод поговорить, рассказать, обсудить. Важную роль в работе профессионалов играют сегодня такие решения, как создание информационных порталов, интерактивных карт с несколькими слоями, технологии дополненной реальности, разработка компьютерных игр по краеведческим мотивам. При этом не устаревают такие инструменты, как ведение рубрики или колонки в местных СМИ. Но наиболее результативно вовлечение местных жителей в реальную деятельность – например, совместное проектирование общественных пространств. и, наконец, крайне важно помнить, что «все» – это не аудитория: учреждениям культуры сегодня необходимо чётко понимать, на кого рассчитаны те или иные форматы, события, проекты, в противном случае провал неизбежен.
директор музея «Огни Москвы»
Технологии света как инструмент работы с наследием
PR-директор Музея Басманного района/Басмания
Классические и современные форматы работы с историей: успешный и спорный опыт популяризации наследия
исполнительный директор фонда «Московское время»
«Фотографии «было – стало». Самые наглядные способы привлечь внимание к изучению истории»
заведующая сектором краеведческих проектов библиотеки «Ржевская» ЦБС Красногвардейского района Санкт-Петербурга
Не только книги. Инструменты краеведения в библиотеке
историк-архивист, координатор направления «Краеведение» в ЦАО города Москвы
Жемчужины Подмосковья за месяц: как соединить подростков с искусствоведами
С такого же тезиса начался и тур LOCALS: если вы, взрослые, делаете мероприятие для подростков и раздаёте им флаеры про это – то почему вы думаете, что подростки к вам придут, если вы всё придумали без них и за них? Тот же вопрос релевантен и относительно любых других групп. При этом существуют инициативы местных жителей или градозащитников, которые существуют долго и формируют устойчивые сообщества, с которыми можно и нужно сотрудничать. Важно спрашивать людей, что важно для них, на что они обращают внимание, в чём готовы участвовать и что хотят узнать. Большое значение имеет отсутствие у многих даже владельцев памятников информации о том, чем именно они владеют – или что было на этом месте десятки или сотни лет назад. Люди охотно узнают что-то новое для себя о своём доме, районе, квартале, городе, и радуются, когда им это рассказывают. Делиться информацией, причём делиться в активных/интерактивных форматах, сотрудничать с теми, кто проявляет инициативу, а не опасаться их – эффективная позиция.
инициативная группа защитников Ивановской горки
Воскресные Хохловские стояния: самые устойчивые краеведы Москвы
координатор фонда сохранения исторического наследия «Внимание»
Одна неприметная дверь. Какое наследие важно для жителей на самом деле
педагог, краевед, фонд «Родное наследие» (Бутово)
Окраина или кладезь наследия: как рождаются музеи
социокультурный проектировщик, урбанист, подростковый тьютор, краевед
Право подростков на город. Опыт межпоколенческого диалога
Делай то, что нравится, не бойся экспериментировать, сотрудничай, не выдумывай – спрашивай людей, давай эмоции, рассказывай/привлекай личные истории, вовлекай, создавай интерактив, собирай коллег на неформальные встречи, предоставляй ресурс (информации, знаний, аналитики), не жадничай – выкладывай, чем располагаешь. Всё это – тезисы тура «INNOVATIOS: БУДУЩЕЕ ИЛИ НАСТОЯЩЕЕ?» В отличие от стандартных ожиданий, «Басманные диспуты» не стали рассматривать инновации как технические/технологические решения, ведь инновации – это прорывные решения на стыке сфер, направлений, тем, специализаций. И хотя в этом туре было представлено техническое решение – 3D-модель дома Анны Монс, созданная Музеем Басманного района – основным посылом её презентации стал тезис о необходимости делиться всеми найденными вариантами, решениями, созданными реконструкциями, чтобы люди могли их увидеть во всех доступных каналах.
проект «Идеи для музеев», член Президиума АДИТ
Профессиональное развитие музейных работников: почему они так этого хотят (но не всегда)
художник, скульптор, реставратор, соучредитель Фонда «Хитровка»
Оживление памяти: 3D-модель дома Анны Монс
заместитель директора по развитию платформы компании izi.TRAVEL
Технологии аудиоформатов в работе с наследием. Неожиданный опыт
создатель трогательного музея русского быта «По сусекам»
1 + 1 = бесконечность: как работать с наследием в режиме неопределённости
заведующий библиотекой № 119 ГБУК г. Москвы «ОКЦ ЮВАО»
Арт-резиденция? И к селу, и к городу!
А вот обменивались мнениями участники и задавали вопросы спикерам в перерывах между Коллегией и турами в кофейне «Басманная аптека». Кофе-паузы конференции напомнили, что по легенде именно Пётр I привёз в Россию кофе – однако известно, что ещё его батюшке, Алексею Михайловичу, лекари прописывали кофе как лекарство от «вздутия живота, насморка и головоболений». Пётр же использовал такой инструмент приобщения подданных к посещению музеев: император повелел за свойсчёт угощать чашкой кофе всякого, кто явится осмотреть только что учреждённую им Кунсткамеру. Музей Басманного района применил успешный опыт Петра, имя которого тесно связано с местом проведения «Басманных диспутов» – Немецкой слободой – и угощал участников конференции не просто чаем-кофе, но и пирожками от живого достояния Басманного, Сусанны Христофоровны, легендарной владелицы кафе «Парос».
После конференции ее гости приняли участие в интерактивном спектакле Сергея Никитина-Римского о судьбе первого российского императора Петра I, строительстве флота и новой столицы страны. В историодраме у каждого зрителя – своя роль, а декорациями послужит пространство Лефортовского парка.
Для вашего удобства в закрепленном комментарии к видео вы найдете таймкоды на выступления спикеров
Текст: Инга А. Лев
Фото: Ольга Панина, Елена Балакирева, Анна Д. Берникова
Мероприятие прошло в рамках проекта музея Басманного района «Столица на Яузе. Прогулки за Кукуй». Проект «Столица на Яузе. Прогулки за Кукуй» реализуется победителем конкурса «Музей 4.0» благотворительной программы «Музей без границ» Благотворительного фонда Владимира Потанина.
Показ спектакля состоялся в рамках проекта музея Басманного района «Воды Басмании». Проект реализуется РОО ЭКО «Слобода» с использованием гранта Президента Российской Федерации, предоставленного Фондом президентских грантов.