Осенью 2021 года в музее Басманного района прошла лаборатория, в рамках которой участники познакомились с современными взглядами на наследие, историю, память, и работали с ними с помощью креативных практик.
На данной странице собраны краткие итоги лаборатории.
Наследием долгое время было принято считать “часть материальной и духовной культуры, созданную прошлыми поколениями и передающуюся будущим как нечто ценное и почитаемое”. Но за последние десятилетия сложились другие концепции и оптика. Современные теоретики и практики считают, что наследие — это не столько физические предметы, сколько отношения, практики и процессы, которые вокруг этих предметов складываются. Что люди, интересующиеся наследием (например, посетители музеев) не должны восприниматься как пассивные слушатели, которым передаются знания, а могут сами участвовать в конструировании смыслов. Что можно не только говорить о теме, но и проживать ее через эмоциональный, телесный, и творческий опыт. Исследовательница Л. Смит обоснованно говорит «Heritage needs to be experienced for it to become heritage» (наследие должно быть пережито, чтобы стать таковым). Она же вместе с другими авторами использует выражение “Heritage as performance”.
Лаборатория состояла из тематических блоков, каждый из которых знакомил участников с новой гранью перформативного подхода к наследию. Кроме того, участники получили возможность применить знания на практике.
«Наследие должно быть пережито, чтобы стать таковым»
В рамках лаборатории прошло множество встреч: лекций, семинаров и круглых столов. Записи некоторых из них доступны на Youtube-канале музея Басманного района в тематическом плейлисте.
На этой лекции мы поговорили о коммеморации — процессе отбора того, что подлежит ”вспоминанию” и “забвению”. И способам, с помощью которых сообщества интерпретируют прошлое, укрепляют и передают память о нем. Узнали про перформативную коммеморацию, то есть вспоминание действием, рассмотрели примеры поддержания памяти с помощью творческих практик.
Ведущая- Света Кондратьева. Автор и куратор лаборатории.
Название лекции отсылает к двум вариантам английского перевода “нематериальное наследие” — “intangible heritage” и “living heritage”. К нему относятся традиции, жанры, навыки и процессы, которые могут быть поняты и сохранены только через их “исполнение”. Это могут быть ремесла, рецепты, танцы, музыка, ритуалы…
Мы поговорили о соответствующем списке и конвенции ЮНЕСКО, о разнице в сохранении материального и нематериального наследия. Вспомнили о музеях, фестивалях и специалистах, которые его хранят и развивают. А также поговорили о том, что может относиться к нематериальному наследию Басманного района, связано ли оно с современностью, и на какие вопросы мы можем выйти, вспоминая его?
Ведущая- Света Кондратьева. Автор и куратор лаборатори.
Всё больше музеев и культурных организаций по всему миру выбирают арт-медиацию одним из флагманских способов коммуникации со своими посетителями. Более того, арт-медиация выходит за рамки культурного поля: становится привлекательной для айти-компаний, музейных и социальных исследований. В рамках лекции мы рассмотрели, какие предпосылки арт-медиации были еще в первых музеях мира. Как трансформировалась музейная сфера, всё более ориентируясь на посетителя. А также мы поговорили о том, что разные музеи понимают под «арт-медиацией» и существует ли одно «правильное» определение данного типа взаимодействия.
Ведущая: Марина Романова — менеджер публичных программ отдела просвещения Музея современного искусства «Гараж». Магистр кафедры музеологии факультета истории искусств РГГУ по направлению «Социокультурные проекты в музейной практике». Автор социокультурных проектов, связанных с арт-медиацией и подкастами в музее.
На лекции мы поговорили об авторах, которых интересуют “перформансы повседневности” и изучение вроде бы “незаметного” человеческого опыта, в том числе в местах наследия. А также рассмотрели на примере нескольких мест Москвы, в том числе Басманного района, как территория менялась под влиянием человеческих повседневных практик. Попробовали понять, можем ли мы проследить, в какой момент места становились “историческими” или туристическими, и в чем это выражалось? Кем были пользователи этих мест, и кто они сейчас?
Ведущая- Света Кондратьева. Автор и куратор лаборатории.
Мы уже успели привыкнуть к променадам в наушниках, спектаклям в нетеатральных пространствах, и, кажется, нет такого места, с которым еще не поработал театр. В этом многообразии мы остановимся на работах, связанных с наследием. Такие спектакли “оживляют” память людей, исследуют (а может, и формируют) образ места, подсвечивают забытые страницы прошлого, создают особенное пространство взаимодействия между участниками и локацией…
Что театр может привнести в тему работы с наследием, и без него неплохо разработанную? С какими сложностями и с какими возможностями сталкиваются авторы спектаклей? А зрители? Может ли поход в театр быть уроком истории, и должен ли он им быть? На эти и другие вопросы мы предложили пообщаться участникам круглого стола, а также попросили их поделиться своим опытом.
Участники:
Ведущая: Светлана Кондратьева Автор и участница спецпроектов об истории города и горожанах, автор экспериментальных форматов, посвященных творческой работе с городом. Автор и куратор лаборатории.
Сегодня появляется все больше проектов, связанных с городом, партиципацией и арт-исследованиями. Часть из них — небольшие эксперименты независимых художников, часть — длительные исследования, направления работы целых отделов и рамка для международного сотрудничества.
Почему партиципация и художественная практика в городе стали такими популярными? В чем преимущества горизонтальной соучаствующей модели, в чем сложности? Почему местом чаще выбирают окраины, а не центр? Что получает каждая из сторон (город, художник, жители, институция) от такой встречи? Мы попробовали ответить на эти вопросы вместе с участниками круглого стола, а также попросили их рассказать о собственной практике и взглядах на тему.
Участники:
Ведущая: Светлана Кондратьева. Автор и участница спецпроектов об истории города и горожанах, автор экспериментальных форматов, посвященных творческой работе с городом. Автор и куратор лаборатории.
Лаборатория объединила более 60 человек из разных городов. Кто-то смог принять участие только в одном модуле, а кто-то прошел с нами весь путь до конца. Кто-то был вольным слушателем, а кто-то придумал и реализовал собственный проект. Мы благодарны всем участникам за активный отклик, интересные вопросы и идеи. Одним из итогов всей проделанной работы стала онлайн-выставка «Место проживания».
Название выставки — предложение пересмотреть смысл привычной фразы из анкет и паспортов. Мы стремились, чтобы территория превратилась из физического места с адресом в место проживания — эмоций и опыта, в том числе творческого. И через это могла быть глубже понята и присвоена. И не важно, живем мы в этом месте всю жизнь или провели несколько часов.
Автор и участница спецпроектов об истории города и горожанах, автор экспериментальных форматов, посвященных творческой работе с городом. Куратор исследовательской части и публичной программы арт-исследования “Басманный палимпсест”. Экскурсовод, журналист (M24.ru, Strelka Magazine и др.).
Проект лаборатории создан на основе дипломного магистерского исследования Светланы, посвященного перфоративным практикам как инструменту работы с наследием.
театральный исследователь, доцент кафедры культурологии и социальной коммуникации Школы актуальных гуманитарных исследований РАНХиГС, доцент кафедры менеджмента и культурной политики МВШСЭН
менеджер публичных программ отдела просвещения Музея современного искусства «Гараж», магистр кафедры музеологии факультета истории искусств РГГУ
режиссёр, выпускница режиссёрского факультета ГИТИС, автор выставочно-исследовательского проекта “Соседи” и спектакля “Эхо Чистых прудов”, посвященных частной памяти Басманного района.
реконструктор раннего Средневековья, кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой стажировки зарубежных специалистов Гос. ИРЯ им. А.С. Пушкина.
Лаборатория проходит в рамках проекта «Будетляне Басмании» и реализуется РОО ЭКО “Слобода” при поддержке Фонда Президентских Грантов