Басмания

3D модель

дом анны монс

о модели

 

Трехмерная модель Дома Ван-Дер-Гульстов, также известного, как Дом Анны Монс, выполнена объединенной командой специалистов в рамках коллаборации, ставшей возможной благодаря Посольству Нидерландов и Фонду Потанина.

Здание с непростой судьбой, расположенное в еще более непростом контексте, полностью окруженное другими строениями и недоступное для гостей и жителей Москвы, вновь становится открытым всем любителям старинной архитектуры Немецкой Слободы конца XVII — начала XVIII века. Теперь это виртуальная, цифровая реставрация: новое слово в исследовании и популяризации памятников архитектуры. Уникальность этого проекта в симбиозе передовых технологий и ремесленных традиций, основе деятельности компании GEOMETRICAL, связавшей технологические возможности CRAFT INTERACTIVE — профессионалов в создании цифровых проектов в виртуальной и дополненной реальности и традиционных реставрационных компетенций архитектора и историка Николая Аввакумова, выступившего в этом проекте экспертом.

Привлечение внимание к объекту — ключевая задача проекта. Теперь посмотреть на Дом Анны Монс можно не только на картинках: уже сейчас на нашем сайте вы можете в деталях изучить саму трехмерную модель, а пользователи мобильных устройств компании Apple скоро смогут загрузить приложение, доступное по всему миру. Режим дополненной реальности (AR) позволит изучить объект не выходя из дома, но именно в Старокирочном переулке в Москве можно посмотреть, как трехмерная модель в натуральную величину появляется на своем месте — там, где сейчас стоит сам Дом Анны Монс.

 

Проект выполнен с высокой степенью точности и детализации. Разработка геометрии проводилась по новой чертежной документации, созданной на основе проекта реставрации 1960-х годов, архивных материалов, исторических и современных фотографий. В процессе работы было выявлено множество ошибок и несовпадений в данных, которые удалось обнаружить только благодаря полному цифровому проектированию в трехмерной среде. Опыт Николая Аввакумова, работавшего с объектом в прошлом, и реставрационная экспертиза группы специалистов-историков помогли создать образ, который сейчас можно считать наиболее точным представлением о внешнем виде Дома Анны Монс.

о доме

Каменные палаты, расположенные в центральном квартале бывшей Немецкой слободы, судя по характеру кирпичной кладки, особенностям объемно-пространственного и планировочного решений, построены в конце ХVII в. Этому времени не противоречат сохранившиеся фрагменты стилистически двойственного архитектурного декора, на переднем фасаде выдержанного в формах зрелого нарышкинского стиля, на заднем — более скромного и традиционного для всего ХVII столетия. Наряду с этим в некоторых публикациях встречается иная, более ранняя датировка здания второй половиной ХVII в. А декор его переднего фасада рассматривается как результат позднейшего поновления в конце того же столетия. Перед входами в дом со стороны переднего и заднего фасадов первоначально существовало два кирпичных крыльца. В интерьере все помещения, вероятно, имели сводчатые перекрытия.

В литературе памятник известен как «дом Анны Монс», однако легенда, связывающая его историю с фавориткой Петра I, не находит подтверждения в источниках и представляется неосновательной — самое раннее документально зафиксированное в 1707 г. имя владельца дома — фан дер Гульст. В середине ХVIII в. его владельцем являлся отставной полковник Ознобишин, потом, в конце века — скульптор-декоратор И. Витман, а вслед за ним, в начале ХIХ в. — камер-фурьер Яков Грабе. Судя по планам владения ХVIII в., дом находился в глубине значительного по площади прямоугольного в плане участка, выходившего на Старокирочный (тогда Кирочный) переулок северной стороной, но был поставлен не в центре владения, а на его западной границе. Возможно, нетрадиционное расположение здания было связано с изменением границ первоначального владения, так как известно, что в ХVII в. размеры участков в Немецкой слободе зависели от профессиональной принадлежности владельца и в начале могли корректироваться в связи с переходом к новому собственнику. На соседнем участке в 1705 — 1706 гг. почти вплотную к западному торцу дома была построена кирпичная католическая церковь Петра и Павла, просуществовавшая до середины ХIХ в.

С 1873 г. владелицей дома являлась «московская купеческая жена» А. А. Бутюгина. К этому времени дом был уже надстроен вторым деревянным этажом, который появился, видимо, не ранее середины XIX в. В XIX в. были разобраны кирпичные крыльца перед входами, на фасадах срублены первоначальные оконные наличники, а в большинстве помещений первого этажа сводчатые перекрытия заменены плоскими потолками; для подъёма на мезонин со стороны дворового фасада была возведена деревянная пристройка с лестницей.

В конце 1870-х г. г. на территории участка было организовано небольшое ткацкое производство, размещавшееся первоначально в нескольких деревянных корпусах. В 1880-х — 1890-х гг. г. Бутюгины, постепенно расширяют территорию владения за счёт соседних участков, застраивая её многоэтажными кирпичными фабричными корпусами. Старый дом по-прежнему используется под жильё; со стороны его переднего фасада в это время сооружается веранда, а расположенная со стороны заднего фасада деревянная пристройка заменяется кирпичной. На плане уже значительно по площади владения Ткацко-механической фабрики смешанных тканей московского первой гильдии купца Константина Ивановича Бутюгина, составленном в 1897 г., перед передним фасадом дома изображен небольшой сад, а со стороны заднего фасада показан «проход под землей», соединявший дом с одним из фабричных корпусов. В начале XX в. второй деревянный этаж был заново оштукатурен; в 1910 г. деревянную пристройку с лестницей на мезонин, располагавшуюся со стороны заднего фасада, сменила существующая ныне кирпичная пристройка.

В начале XX в. в здании разместилось правление фабрики.

«Дом Анны Монс» представляет собой двухэтажное на белокаменном подклете кирпичное здание.  Подклет дома, почти полностью скрытый двухметровым культурным слоем, сложен из грубо отёсанных блоков белого камня. Первый этаж сложен верстовой кладкой из большемерного кирпича размером 30x14x7,5 см; на стенах снаружи сохранились незначительные следы известковой побелки. Второй этаж, сооруженный лишь над центральной и западной частями здания — деревянный, оштукатуренный, с кирпичной брандмауэрной стеной на западном торце, выходившим прежде па соседнее владение. Дом покрыт разновысотными кровлями с треугольными кирпичными фронтонами в центрах продольных фасадов и на торцах. На восточном фланге заднего южного фасада к дому примыкает кирпичная, оштукатуренная пристройка с лестницей, ведущей на второй этаж.

Отличительной особенностью памятника является различное архитектурное решение переднего и заднего фасадов, фрагментарно сохранивших детали белокаменного и кирпичного декора. Судя по остаткам декоративных деталей, частично восстановленных в 1950-х гг., передний фасад был решён в духе зрелого нарышкинского стиля и обладал оригинальным, несимметричным композиционным решением. В соответствии с расположением внутренних капитальных стен, на фасаде неравномерно расставлено пять трехчетвертных полуколонок с упрощёнными белокаменными базами и капителями. В простенках между колонками размещены дверной проём, сдвинутый от поперечной оси к востоку, а также четырнадцать световых и три ложных окна(?), сгруппированных по два, по три и по четыре. В настоящее время на восточном фланге, на трёх окнах (двух световых и одном ложном(?)), восстановлены первоначальные наличники с тонкими полуколонками, несущими массивные фигурные навершия из резного белого камня, выполненные в виде разорванных фронтонов. Над окнами был также восстановлен фрагмент, выполненного из тёсанного кирпича с белокаменным блоком на углу, профилированного венчающего карниза с поясом дентикул. На заднем и торцевом восточном фасадах венчающий карниз частично переложен, частично сохранил только нижние обломы. На заднем фасаде большинство проёмов перебито в позднейшее время, но над перемычками некоторых окон сохранились следы срубленных наверший наличников традиционной для XVII в. килевидной формы. Углы на заднем фасаде закреплены лопатками. Оба торцевых фасада, вероятно, были глухими. Пять прямоугольных окон, расположенных на восточном фасаде, очевидно, поздние; в средней части фасада читаются остатки лопатки, соответствующей внутренней капитальной стене. Западный фасад, выходящий на соседнее владение, на уровне первого этажа закрыт сплошным металлическим фартуком и для обследования почти не доступен.

Второй этаж обладал крайне лаконичным, соответствующим позднему классицизму декором: стены завершены простейшими по рисунку венчающими карнизами; прямоугольные окна на переднем фасаде имеют рамочные штукатурные наличники с тонкими профилированными сандриками в центральной части; на заднем фасаде обрамления окон деревянные.

Планировка подклета состоит из восьми несколько различных по площади прямоугольных и квадратных в плане помещений. С первым этажом подклет первоначально сообщался двумя внутристенными лестницами, позднее заложенными. На первом этаже поперечные сени делят дом на две неравные части: меньшую восточную с двумя комнатами и большую западную, в которой первоначально находилось четыре комнаты. Во второй половине XIX в планировка западной части первого лажа была дополнена несколькими новыми стенками. Планировка второго этажа сильно искажена.

Подклет перекрыт кирпичными четырехдольными сомкнутыми и коробовыми с распалубками сводами и лишь в одном из центральных помещений перекрытие сложено из белого камня. На первом этаже четырехдольный сомкнутый свод сохранился только в одной северо-восточной комнате. В остальных помещениях перекрытия плоские.

На первом и втором этажах потолки в некоторых комнатах обработаны тянутыми профилированными карнизами. На втором этаже сохранились две старые побелённые печи. Перила лестницы в пристройке украшены точёными балясинами.

 

*из паспорта объекта (24 декабря 2001 года, составитель- Шармин П.Н.)

Модель создана при поддержке посольства королевства Нидерландов.  Модель разработана в рамках проекта музея Басманного района «Столица на Яузе. Прогулки за Кукуй». Проект реализуется победителем конкурса «Музей 4.0» благотворительной программы «Музей без границ» Благотворительного фонда Владимира Потанина.