Московские коллекционеры — это не только Третьяковы и Щукины. В границах современного Басманного района жили и другие любители искусства и древностей.

Михаил Петрович Голицын

Новая Басманная, 26, к. 1

Михаил Петрович Голицын — известный московский коллекционер начала XIX века. В его собрании западноевропейского искусства, которое называли “московским Эрмитажем”, были гравюры, скульптуры, книги, манускрипты из коллекции французских монархов и живопись (например, “Геркулес и Омфала” Ф. Буше).

Сохранились два московских дома Михаила Петровича. Сначала ему принадлежала усадьба на Старой Басманной (д. 15, стр. 3), часть которой он подарил городу — так появился будущий Сад им. Баумана. Выйдя в отставку, в 1805 году Голицын купил у Никиты Никитича Демидова большой трёхэтажный дом на Новой Басманной, который больше подходил для размещения коллекции.

С  1876 года в особняке на Новой Басманной располагалась Басманная  больница. В 2015 году она закрылась, и сейчас усадьба второй половины  XVIII века пустует.
С 1876 года в особняке на Новой Басманной располагалась Басманная больница. В 2015 году она закрылась, и сейчас усадьба второй половины XVIII века пустует.

К концу жизни Голицын совершенно разорился. Он продал всё, включая свою коллекцию, московский дом и родовое имение Пехра-Яковлевское, и жил на попечении двоюродного брата Сергея Михайловича Голицына — хозяина усадьбы Кузьминки.

Дмитрий Петрович Боткин

Покровка, 27

Дмитрий Петрович Боткин (1829–1889) был представителем династии чаеторговцев Боткиных. Семейное дело его не увлекало — главной его страстью была живопись.

Сначала коллекция Боткина размещалась в родительской усадьбе в Петроверигском переулке (дом № 4). В 1867 году он переехал в собственный дом на Покровке. Некогда классический особняк был перестроен, но общая композиция с двумя боковыми флигелями сохранилась. В трёх комнатах разместилась общедоступная картинная галерея Боткина (в основном, с французской живописью XIX века). Некоторые картины после революции попали в ГМИИ имени Пушкина.

Двери дома Боткина по-прежнему открыты: здесь находятся культурный центр “Покровские ворота”, книжный магазин, чайный клуб и офисы.

Алексей Викулович Морозов

Подсосенский переулок, д. 21, стр. 1

Многие Морозовы были коллекционерами и меценатами. Алексей Викулович (1857–1934) имел богатейшую коллекцию фарфора (на её основе в 1938 году создан Музей керамики в Кусково) и собрание древних икон (они переданы в Исторический музей и Третьяковскую галерею). Он жил в Введенском (Подсосенском) переулке в особняке, построенном для его отца Викулы Морозова. Это известный московский “дом с атлантами” в стиле эклектики. В 1890-х годах его интерьеры были переделаны Ф. О. Шехтелем при участии М. А. Врубеля.

После революции коллекция Морозова была национализирована, но Алексей Викулович остался её хранителем.

“Все комнаты второго этажа наполнялись витринами с фарфором его собрания и иконами. Сам же он жил внизу, где у него были две столовые, гостиная и кабинет. Кабинет его был двухсветный, очень высокий, весь отделанный деревом с пятью панно работы М.А. Врубеля, изображающими Фауста, Мефистофеля и Маргариту”. М. К. Морозова, “Мои воспоминания”, Журнал “Наше наследие”, 1991, № 6.

Сейчас дом Морозовых занимает Российский общественный фонд инвалидов военной службы.

Василий Александрович Кокорев

Большой Трёхсвятительский переулок, д. 1-3, стр. 1

Василий Кокорев (1817–1889) — один из самых ярких русских предпринимателей середины XIX века. Он торговал водкой, строил пароходы и железные дороги, добывал нефть, первым в России организовал нефтепереработку, занимался недвижимостью и банковским делом, писал книги и собирал искусство.

У Кокорева было несколько владений в районе Покровки: в 1850-х он купил усадьбу Д. Н. Лопухиной в Большом Трёхсвятительском переулке и участок в Петроверигском переулке. Здесь в 1860-х годах в специальном здании размещалась публичная Кокоревская галерея. В коллекции было много картин Брюллова (в том числе “Портрет графини Ю. П. Самойловой, удаляющейся с бала”), Айвазовского, Тропинина.

Усадьба  в Большом Трёхсвятительском переулке перестроена при Кокореве в  "русском стиле" архитектором Иваном Черником. В 1864 году владельцами  дома с садом стали текстильные фабриканты Морозовы.
Усадьба в Большом Трёхсвятительском переулке перестроена при Кокореве в “русском стиле” архитектором Иваном Черником. В 1864 году владельцами дома с садом стали текстильные фабриканты Морозовы.

Андрей Николаевич Ляпунов

Солянка, 7

Андрей Николаевич Ляпунов (1880–1923) занимался строительством железных дорог (больше известен его сын Алексей Андреевич — основоположник советской кибернетики). Ляпунов собирал картины русских художников, которые можно увидеть в Третьяковской галерее: Боровиковского, Репина, В. и А. Васнецовых, Борисова-Мусатова, Врубеля, Коровина, Сурикова, Кончаловского, Сомова, Бенуа и других. Андрей Николаевич был владельцем 29 картин Левитана и коллекции полотен Куинджи, включая одну из версий “Лунной ночи на Днепре”.

Все картины хранились в огромной квартире Ляпуновых на третьем этаже “дома с атлантами” на Солянке. О картинах Ляпунова вспомнили в 2016 году, когда они стали участниками градозащитной акции: баннеры с их изображениями привлекали внимание к запущенному состоянию “Дома с атлантами”. Его начали восстанавливать в 2018 году — скоро здесь снова будут роскошные квартиры.

Маршрут на карте

Источники:

Олег Неверов, “Частные коллекции Российской империи”, 2004

Михаил Гавлин, “Российские предприниматели и меценаты”, 2009

Cергей Романюк, “Переулки старой Москвы. История. Памятники архитектуры. Маршруты”, 2018

Татьяна Панова, “Кокоревская галерея“, 1980

Наталья Самовер, “Арт-защита атлантов“, 2016

Фото: https://pastvu.com

Текст: Щербакова Яна