Это эссе  –  необычное. Оно написано ученицей 11 класса Максимовой Екатериной. Екатерина живет в Московской области и живо интересуется литературой, искусством, а еще…. Краеведением! Изучая родной Звенигородский край, она выяснила, что он связан с Басманным именами Чехова и Левитана. Об этой необычной связи читайте в этом тексте.

Все мы изучаем в школе литературные произведения Антона Павловича Чехова – чудесные, меткие и незабываемые рассказы и повести, и с первого класса пишем сочинения по картинам удивительного пейзажиста Исаака Ильича Левитана, но мало кто из нас знает о дружбе этих талантливых людей, совместных путешествиях, о ссорах и примирениях, о том, какие события их жизни обогатили нашу литературную и культурную жизнь! Мы ходим по историческим местам Москвы, гуляем по Звенигороду и его окрестностям, но не всегда знаем, что там же ходили Чехов и Левитан – там творили, работали, наслаждались общением со своими друзьями, любили и любовались природой. Об этом мой рассказ…

 

Москва в жизни Антона Павловича Чехова и Исаака Ильича Левитана

Милая старая Москва! Как хорошо, что еще сохранились эти чудесные тихие улочки и переулки, гуляя по которым чувствуешь историю этого города. Если напрячь воображение, можно представить, что по Арбату рядом с тобой идет Александр Сергеевич Пушкин, по улице, названной его именем, прогуливается Лев Николаевич Толстой, а из окон усадьбы на Новинском бульваре раздается бас Федора Ивановича Шаляпина…

Какие же исторические места Москвы связаны с жизнью Антона Павловича Чехова? Их очень много! Чехов учился в Москве, у него была частная практика в городе, в Москве Чехов начал издаваться под псевдонимом Антоша Чехонте, наконец, в Москве Чехов влюбился, женился, а также писал пьесы для Художественного театра.

А чем была Москва для Исаака Ильича Левитана? В Москве будущий великий пейзажист начал учиться живописи, поступив в тринадцать лет в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, именно здесь произошло становление Левитана как художника, здесь же художник умер. Москва была к нему добра и жестока: здесь к художнику пришло признание и лавры лучшего пейзажиста, и отсюда его, как лицо еврейской национальности несколько раз гнали вон.

Как же встретились два таких разных человека, как Чехов и Левитан? Что их связывало?

Кажется, что между ними нет общего – писатель, выросший в таганрогской лавке своего отца, и обучившийся медицине, и художник-еврей, которому даже не дали художественного диплома из-за происхождения. Они познакомились совсем молодыми: Чехову и Левитану было по девятнадцать лет. И даже сейчас они рядом – в 1941 году прах художника Исаака Ильича Левитана был перенесен с еврейского кладбища на Новодевичье и теперь он покоится рядом со своим другом – писателем Антоном Павловичем Чеховым.

 

Портрет А.П. Чехова работы И.И. Левитана, 1885-1886 гг.
Портрет И.И. Левитана. В.А. Серов, 1893 г.

Антон Павлович Чехов и Исаак Ильич Левитан познакомились в 1879 году1 – Чехов приехал из Таганрога в Москву, в которой с 1876 года жила уже вся его семья. Один из его братьев, Николай, учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества вместе с Левитаном и был с ним дружен. Были дружны и братья Чехова и Левитана – Николай Чехов вместе с Адольфом Левитаном совместно создавали иллюстрации для журналов, в которых потом печатался Антон Павлович Чехов.

Развитие талантов Чехова и Левитана происходило практически одновременно: первый успех и признание пришли к юному Левитану в 1879 году, когда его картину «Осенний день. Сокольники» приобрел в свою галерею Павел Михайлович Третьяков, а первый рассказ Чехова «Письмо донского помещика Степана Владимировича N. к ученому соседу д-ру Фридриху» был напечатан в журнале «Стрекоза» в 1880 году.

 Можно с уверенностью говорить, что там, где семья Чехова снимала в Москве жилье, а затем там, где нанимал уже квартиры сам Чехов, бывал и Левитан. На Сретенке, на Трубной, в Малом Головином переулке, на Малой и Большой Дмитровке, в Звонарском переулке. Только последний адрес Чехова в Москве, Леонтьевский переулок, уже не связан с именем Левитана: Чехов поселился тут в 1904 году, когда его друга уже не было в живых… Отсюда Антон Павлович Чехов уехал лечиться, но, как оказалось, умирать, в Германию.

Конечно же и Чехов бывал там, где жил Левитан. А самым главным домом в Москве в жизни Левитана был дом в Большом Трёхсвятительском переулке.

 

Большой Трёхсвятительский переулок. Дом-мастерская художника Левитана

Гуляя по чудесному историческому Басманному району Москвы, я свернула с Покровского бульвара в переулочек, названный так по названию придела находящейся по соседству церкви Трёх Святителей на Кулишках. Это место дышит историей: раньше здесь располагалась картинная галерея, названная Кокоревской. в частном училище, которое было в одном из домов переулка, обучался брат Антона Дельвига Андрей, рядом с переулком, в Коллегии иностранных дел, работал над поэмой «Борис Годунов» Александр Сергеевич Пушкин. Меня же интересует старинный особняк, который дорог Москве не только как прекрасный памятник архитектуры, но и как исторический объект.

 

Этот особняк, с прилегающими к нему флигелями, был построен в середине XIX века русским архитектором, академиком Императорской Академии художеств, Иваном Денисовичем Черниковым для Василия Александровича Кокорева, крупного русского коллекционера и мецената, специально для размещения бесценной коллекции картин русских и иностранных художников, вмещающую в себя более пятисот произведений. 26 января 1862 года открылась первая Московская публичная картинная галерея, названная затем Кокоревской. Но в 1870 году, в связи с финансовыми затруднениями, основная часть коллекции была продана, а в 1889 году, после смерти Василия Александровича Кокорева, особняк перешёл матери известного мецената Саввы Тимофеевича Морозова – Марии Федоровне.

Особняк стоит на территории Морозовского сада – замечательного исторического места, частыми посетителями которого, наряду с простыми москвичами, были самые известные личности: Пушкин, Тургенев, Одоевский, Аксаков, Достоевский, Островский, Толстой, Третьяков, Шаляпин, Чехов, Левитан. И это неудивительно – сад располагался между Коллегией иностранных дел, где работали в начале XIX века лучшие представители дворянских родов, и редакцией журнала «Русский вестник», в котором печатались видные литераторы середины XIX века, а в конце XIX века здесь жил Савва Морозов – все мы помним, что его друзьями были писатели, артисты, художники и поэты.

У Морозовского сада невесёлая история: сад стал частной собственностью в нулевые и новые владельцы территории закрыли сад для посещения. Жители Басманного района создали инициативную группу и, все-таки, добились того, что часть Морозовского сада открывают для посещения в дневные часы.

Судьба Морозовского сада – печальный пример того, как не удалось уберечь объект культурного наследия. Новые владельцы вырубили в саду деревья и построили под ним подземную парковку, изменив облик исторического объекта. Сейчас вдвойне важно, чтобы то, что осталось от Морозовского сада существовало и не разрушалось. Москвичи надеются, что это в силах Правительства Москвы:  ведь Морозовский сад стоит на пятом месте в «Перечне объектов садово-паркового искусства на территории города Москвы, принимаемых под государственную охрану в качестве объектов культурного наследия (памятников истории и культуры)».   

На территории усадьбы Морозовых в Большом Трёхсвятительском переулке стоит небольшой флигель. На стене – мемориальная доска: «В этом доме с 1892 года по 1900 год жил и работал выдающийся русский художник Исаак Ильич Левитан».

 

Портрет Марии Федоровны Морозовой. В.А. Серов. 1897г.
Морозовский дом в Трёхсвятительском переулке. Автор фото: Александр Иванов
Мемориальная доска на флигиле в Трёхсвятительском переулке

Владимир Алексеевич Гиляровский, друг Чехова и Левитана, самый известный краевед Москвы (Дядя Гиляй) – автор книги «Москва и москвичи», пишет: «…через знакомых оказала поддержку талантливому юноше (художнику И. И. Левитану) богатая старуха Морозова, которая его даже в лицо не видела. Отвела ему уютный, прекрасно меблированный дом, где он и написал свои лучшие вещи…»2. Этим «знакомым» был сын Марии Федоровны, брат Саввы Морозова, Сергей Тимофеевич Морозов, тоже увлекавшийся живописью. Первоначально во флигеле была его мастерская, но он так восхищался талантом Левитана, что уговорил мать поселить там художника. Здесь Левитан создал много шедевров: «Над вечным покоем», «Золотая осень», «Март», «Озеро». Здесь часто бывал у своего друга Антон Павлович Чехов. Отсюда, в 1900 году, друзья и почитатели таланта провожали художника в последний путь…

Современники художника вспоминают: «Возле флигеля росли большие кусты сирени, внизу находились жилые комнаты, пол в которых был затянут серым сукном, а весь второй этаж, куда вела витая лестница, занимала просторная, с верхним светом и окнами на север, мастерская. Среди мольбертов и картин стояло несколько кресел, пианино, фисгармония»3.

 

Флигель Морозовской усадьбы. 1890-е г.
Мастерская И.И. Левитана. 1890-е года

Последнее время в старинном флигеле размещались мастерские аспирантов Российской академии Художеств Зураба Церетели. Многое из исторического облика здания было потеряно еще в советские времена – часть здания была снесена, частично утрачен декор – от крыши флигеля остался только один резной элемент, украшающий свод окна. На дореволюционных фотографиях видна анфилада помещений, которых теперь нет, и нарядная башенка-крыша, точно повторяющая архитектурное убранство православных церквей – килевидные закомары. Нет теперь и колонн, украшавших вход во флигель…

К 150- летнему юбилею Левитана в 2010 году дом хотели восстановить, было предложение передать дом Третьяковской галерее, чтобы сделать в нем дом-музей И.И. Левитана, но ничего не получилось… До сих пор флигель стоит не в лучшем виде, но все неравнодушные к истории Москвы и живописи Левитана ждут перемены к лучшему: в декабре 2020 года историческое здание на торгах приобрел основатель галереи современного искусства Ovcharenko Владимир Петрович Овчаренко, который пообещал восстановить внешний облик дома и сохранить дух исторического здания, где «будет жить искусство».

Звенигородский край в творчестве Левитана и Чехова

Закончив весной 1884 года художественное училище, художник с дипломом учителя чистописания, отправляется на пленэр в Саввинскую слободу под Звенигородом. Природа Подмосковья давала художнику то, что ему было трудно получить в Москве – душевное спокойствие. Сестра Чехова, Мария, вспоминала: «Левитан любил природу как-то особенно. Это была даже и не любовь, а какая-то влюбленность»1.

Необыкновенный талант Левитана мог выразить на холсте, по его словам, «божественное нечто, разлитое во всем, но что не всякий видит, что даже и назвать нельзя, так как оно не поддается разуму, анализу, а постигается любовью»4. Здесь родились такие шедевры, как «Мостик. Саввинская слобода», «Дуб и березка» и «Саввинская слобода под Звенигородом».

В это же время, молодой врач Антон Павлович Чехов в Звенигороде замещает на время отпуска главного врача Звенигородской больницы. «В настоящее время я нахожусь в граде Звенигороде, где волею судеб исправляю должность земского врача, упросившего меня заменить его на две недельки. Полдня занят приемкой больных (30-40 человек в день), остальное же время отдыхаю или же страшно скучаю, сидя у окна и глядя на темное небо, льющее уже третий день нехороший, безостановочный дождь…»5, – писал Чехов.

Кроме работы в больнице Чехов является экспертом в местном суде, получив богатый материал для своих рассказов и повестей. «Драма на охоте», «Мертвое тело», «В суде», «На вскрытии» и «Сирена» –  в этих произведениях описаны звенигородские события.

Самый яркий и плодотворный период дружбы и творчества у Чехова и Левитана начался в 1885 году. Когда Левитан, как и в предыдущем году, вновь приехал на этюды в Саввинскую слободу, Чеховы, снимавшие на лето дачу, «переселили» его к себе в деревню Бабкино.  Брат Чехова Михаил вспоминал: «Люди в Бабкино собрались точно на подбор»6 – гостями хозяина усадьбы Киселева были приезжавшие из Москвы актеры, музыканты, писатели, которые спорили о живописи, литературе, музыке. Здесь звучала классическая музыка Листа, Бетховена, Моцарта и Петра Ильича Чайковского, «только еще входившего в славу» и «сильно занимавшего бабкинские умы».  По словам Чехова, его друг «чуть не сошел с ума от восторга, от богатства материала»5 — подмосковной природы близ Бабкино и его окрестностей.

Усадьба Бабкино. Дом Киселевых. И.И. Левитан. 1885 г.

Бабкино необыкновенно сблизило Левитана и Чехова. Их роднили любовь к природе и сходное мировосприятие. Жизнь в Бабкино повлияла на становление и развитие таланта как писателя, так и живописца. Левитан создал множество натурных этюдов, которые легли в основу его пейзажей. В дни бабкинского лета Чехов сочинил не один десяток рассказов. Атмосфера, царившая в Бабкино, способствовала идее создания знаменитого «Вишневого сада». Дружба писателя с художником, так тонко передававшим на холсте все оттенки и нюансы русской природы, помогла Чехову найти свой путь в описаниях природы в своих произведениях. «Никогда у него нет лишних подробностей, всякая или нужна, или прекрасна» – так отзывался о прозе Чехова Лев Николаевич Толстой, а сам Левитан оценит своего друга как «пейзажиста в литературе», описания природы которого – «верх совершенства».

Ольга Леонидовна Книппер-Чехова писала в своих воспоминаниях: «Чехов, Левитан и Чайковский — эти три имени связаны одной нитью, и, правда, они были певцами прекрасной русской лирики, они были выразителями целой полосы русской жизни»1.

В Звенигороде бережно хранят память об Антоне Павловиче Чехове и его талантливом друге – художнике Исааке Ильиче Левитане. Хотя здесь нет уже чеховской липы, которая погибла в 2013 году, на ее месте стоит мемориальная табличка. Действующая больница, в которой работал писатель, стоит на своем месте, как и в 1884 году. До пандемии в центральном парке города проходил Чеховский фестиваль, где выбирали лучшую даму с собачкой, и можно было старинной перьевой ручкой надписать открытку с видами Звенигорода и послать ее по почте друзьям. 

Нам всем с детства знакомо название «Левитановский мостик» – я ходила по этому мостику, который до сих пор есть в Звенигородском крае. В Саввино-Сторожевский монастырь, который стал прототипом одной из лучших картин Левитана, мы с родителями стараемся выезжать как можно чаще – любуемся старинными стенами, посещаем службу в храме, с весны по осень вдыхаем аромат цветников на территории монастыря и привозим домой воду из святого источника.

Памятник А.П. Чехову и И.И. Левитану в Истринском районе

«На переднем плане речка, через нее бревенчатый мостик, на том берегу тропинка, исчезающая в темной траве, потом справа кусочек леса, около него костер: должно быть ночное стерегут. А вдали догорает вечерняя заря.

Юлия вообразила, как она сама идет по мостику, потом тропинкой, все дальше и дальше, а кругом тихо, кричат сонные дергачи, вдали мигает огонь. И почему-то ей стало казаться, что эти самые облачка, которые протянулись по красной части неба, и лес, и поле она видела уже давно и много раз, она почувствовала себя одинокой, и захотелось ей идти, идти и идти по тропинке; и там, где была вечерняя заря, покоилось отражение чего-то неземного, вечного»5. Это цитата из повести А.П. Чехова «Три года». Героиня Чехова остановилась перед пейзажем И.И. Левитана «Тихая обитель», который выставлялся в 1891 году на 19-й выставке Товарищества передвижников. Писатель в точности смог передать душу левитановского полотна, атмосферу полного слияния человека и природы.

Тихая обитель. И.И. Левитан. 1890 г.

Надеюсь, что теперь, когда мы с вами узнали больше о дружбе этих великих людей, рассматривая картины Исаака Ильича Левитана, мы вспомним произведения Антона Павловича Чехова, а читая лирические описания природы в произведениях Чехова, перед нашими глазами будут вставать великолепные, дышащие жизнью, пейзажи Левитана. И нам захочется еще и еще пройти тихими переулочками чеховской Москвы, где жил и творил Исаак Ильич Левитан, и вырваться на природу левитановских пейзажей – туда, где живет память о Антоне Павловиче Чехове – враче и русском писателе!

  1. А.П. Чехов в воспоминаниях современников/ Вступ. статья А. Туркова; Сост., подгот. текста и коммент. Н. Гитович. — М.: Худож. лит., 1986. — 735 с. (Лит. мемуары).
  2. Гиляровский В. А.Москва и москвичи. — М.: Эксмо, 2008. — 640 с. 
  3. https://lechaim.ru/ARHIV/224/univerg.htm
  4. И.И. Левитан. Письма, документы, воспоминания. – Спб.: ИГ Лениздат, 2014. – 256 с.
  5. Чехов А.П. Полное собрание сочинений и писем: в 30 т./ Редкол.: Н. Ф. Бельчиков (гл. ред.) [и др.]; АН СССР, Ин-т мировой литературы им. А.М. Горького. – М.: Наука, 1974-1983.
  6. Чехов М.П. Вокруг Чехова. Встречи и впечатления. — М.: Московский рабочий, 1960. — 352 с.
  7. Гольденвейзер А. Б.Вблизи Толстого. М.: Гослитиздат, 1959. – 516 с.
  8. https://welcome.mosreg.ru/stories/putesestvie-po-cehovskim-mestam-zvenigoroda
  9. https://zen.yandex.ru/media/zapiskiputeshestvennika/160-let-so-dnia-rojdeniia-chehova-otkuda-pisatel-bral-siujety-5dbe983f79c26e00aef1d1f5
  10. https://zen.yandex.ru/media/id/5cfbd3bbaff15000afe5682c/levitan-i-istrinskii-krai-5fe6e6259c06f6134f0a9867
  11. https://cao.mos.ru/areas-cao/basmanny/
  12. https://www.tretyakovgallery.ru/
  13. https://um.mos.ru/routes/po_chekhovskim_mestam/

 

Об авторе

Максимова Екатерина родилась в Москве в 2003 году. Сейчас живет в Одинцовском районе Московской области – там, где находится Государственный историко-литературный музей-заповедник А. С. Пушкина. Учится в 11 классе Одинцовской СОШ № 9 имени М.И. Неделина.