Продолжая морскую тематику, публикуем очередное письмо из прошлого. На этот раз о своей жизни пишет Филипп Пальчиков, корабельный мастер и сподвижник Петра:
«Эх, помяните раба Божьего Филиппа. Столько всего для России-матушки сделал, что и в жизни не опишешь. Хотя, кто меня сейчас вспомнит-то, затерялось имя моё в истории… Но обо всем по порядку. Родился я в деревне, в семье простого солдата из обедневшего дворянского рода. Да, среди моих предков были настоящие герои – Афанасий Пальчиков выступал свидетелем против Лжедмитрия Первого, за что был вскоре казнен, а его сын Гордей участвовал в захвате мятежного атамана Ивана Заруцкого. Но то было сильно давно. Я же в 17 лет отправился служить обычным матросом – так бы и пропал, если б не сам царь Петр Алексеевич. Заметил, забрал к себе, в бомбардирскую роту лейб-гвардии Преображенского полка, которой сам и руководил. Вскоре я «дорос» до лейтенанта и государь нашел мне новое применение – решил обучить меня строить корабли и отправил под Архангельск, на Соломбальскую верфь, где создавался русский флот. И, знаете ли, получилось. В очередной раз оценив моё умение и рвение государь присвоил титул «собственный государя ученик архитектуры навалис», то бишь царский ученик кораблестроения. Потом начались постоянные командировки по стране – везде был нужен бывший матрос, а теперь уже уважаемый человек Филипп Петрович. Удалось побывать и в европейских странах – везде подглядывал за тамошними мастерами, авось чего интересного удастся приметить, а заодно языки подучить – дело это полезное, особенно когда с разными мастерами работаешь. А для закрепления знаний пошел учиться в Академию морской гвардии в Петербурхе. Нелегкие два года, но зато успел в городе закрепиться и заиметь свой каменный дом с двойными палатами на Неву реку и на Миллионную улицу, поближе к царю нашему. Кстати, император так меня любил, что даже согласился быть свидетелем на нашей с Пелагеюшкой свадьбе и венец над головой моей держал. Хорошо дела шли… Я был первым морским инженером, получившим образование в России и получившим звание мастера искусства кораблестроения, руководил модель-каморой, где проектировались все наши суда, руководил многими верфями (это такие специальные заводы для кораблей), занимался строительством каналов и даже научился поднимать со дна морского затонувшие корабли. Как-то Петр получил мне отремонтировать дедушку русского флота, тот самый ботик с которого началось царское увлечение морем. В 1723 году лодочка сия даже приняла участие в смотре кораблей Балтийского флота, которые салютовали из пушек. «Смотрите, как дедушку внучата веселят и поздравляют» — говорил император, сидя за рулем ботика. Как порадовал государя нашего».
PS: В рамках проекта «Новые петровские ассамблеи» музей Басманного района рассказывает о традициях и личностях петровской эпохи. Текст с вниманием к историческим источникам написан Фёдором Дядичевым.
Иллюстрация: Е.Е. Лансере. Флот Петра Великого.