О Яузе-реке

Река Яуза, левый, самый крупный в пределах Москвы, приток Москвы-реки. Длина 48 км, протяженность в черте города около 30 км. Исток реки находится в Лосином острове, в районе поселка Загорянка, устье — Большой Устьинский мост в Москве.

Первое упоминание относится к летописям 1136 года, когда упоминается под названием Ауза, что значило слово «солома». Неподалеку располагалась речка Стебелька, что подтверждает такой вариант названий в этой местности.

В древности река имела большое значение для многих удельных княжеств, располагавшихся на Европейской части современной России.

В IX-X веках Яуза была частью водного пути из южных регионов. Большую роль в выборе пути являлось то, что Яуза была относительно прямой по сравнению с другими речками. Из-за этого даже появилась версия о том, что природа не могла сделать такое прямое русло и Яуза является рукотворным каналом древности. Впрочем, это относится и к некоторым другим Подмосковным речкам.

"Окраины Москвы. Село Черкизово". ОП изд. фототипии Шерер, Набгольц и Ко, 1905 год
«Окраины Москвы. Село Черкизово». ОП изд. фототипии Шерер, Набгольц и Ко, 1905 год

Верховья Яузы были достаточно близко расположены к реке Клязьме. По ней путники и добирались, например, во Владимир. Благодаря большому потоку людей, место, где Яуза впадает в Москва-реку, стало довольно быстро развиваться. Примерно в XII веке Яуза утратила свое основное транспортное значение, оставаясь, однако, одной из главных рек города. По обоим берегам в это время начали активно селиться люди. Так начала развиваться Москва — сначала появились деревни, слободы, а потом разросся и сам город. Считается, что именно с Яузой связан тот факт, что протяженность Москвы с севера на юг больше, чем с востока на запад.

С XVII века река вновь приобрела важное значение. Именно здесь в 1688 году зародился русский флот, когда по приказу юного Петра на Яузу был спущен ботик. В предисловии к Морскому уставу 1720 года Петр I пишет:

“Случилось нам быть в Измайлово на Льняном дворе, и, гуляя по амбарам, где лежали остатки вещей дому деда Никиты Ивановича Романова, между которыми увидел я судно иностранное, спросил отреченного Франца (Тиммермана), что это за судно. Он сказал, что это — бот английский, я спросил, где его употребляют. Он сказал, что при кораблях для езды и возки. Я паки спросил: какое преимущество имеет перед нашими суднами (понеше видел его образом и крепостью лучше наших) ? Он мне сказал, что он ходит на парусах не только по ветру, но и против ветра; которое слово меня в великое удивление привело, и якобы неимоверно.

Потом я его паки спросил: есть ли такой человек, который бы его починил и сей ход мне показал. Он сказал мне, что есть. То я с великою радостью сие услышал, велел его сыскать. И вышереченный Франц сыскал голландца Карштен Бранта, который призван при отце моем в компании морских людей для делания морских судов на Каспийское море, который оный бот починил и сделал машт и парусы и на Яузе при мне лавировал, что мне паче удивительно и зело любо стало…” .

«Пётр Первый управляет парусным ботиком», Алексей Кившенко, 1 января 1864 года
«Пётр Первый управляет парусным ботиком», Алексей Кившенко, 1 января 1864 года

Здесь же Петр I открыл фабрику по выделке парусов для нужд Российского флота.

Со временем количество производств вдоль берегов Яузы увеличилось. К XIX веку на берегах реки уже работают многочисленные фабрики. Производства сбрасывают все отходы прямо в реку, и в городской черте она становится очень грязной и вонючей. Москвичи даже прозвали Яузу того времени «общегородской язвой». Чистая вода оставалась только за городом, где тогда было много дачных поселков.

О Яузе-реке

В Басманном районе местность тогда была заброшенной, болотистой, замусоренной. На месте современного стадиона «Сокол» находился парковый комплекс с цепью различных по размеру прудов. Устья двух рек, притоков Яузы — Чечеры и Черногрязки — с весенним разливом превращали все вокруг в топкие болота. Саму Яузу тогда можно было практически перешагнуть.

В начале XX века притоки Яузы реки были заключены в подземные коллекторы. На месте Чечеры появился на карте города Елизаветинский переулок. А уже в 1936-39 гг устья были объединены в один общий коллектор с водоспуском ниже современного гидраузла. Местность вокруг называлась тогда по названию слободы кожевников — Сыромятники. В память о ней остались названия переулков, улицы, набережной.

Таможенный мост, 1955-1960. Фото: С.Г. Шиманский (pastvu)

В 1930-х годах Яуза имела совсем уже непотребный вид. Качество самой воды только ухудшалось. Москва сильно расширялась, людей и производства становилось все больше, что приводило к загрязнению воды. Московские власти пытались исправить ситуацию — сильно помогла система городской канализации, постепенное уменьшение и модернизация заводов, а также создание городских парков на берегах Яузы.

Согласно Генеральному плану 1935 года было принято решение о создании Водного кольца Москвы. Изначально предполагалось сооружение шести гидроузлов: шлюз и судоподъемни на Северном канале и четыре шлюза на Яузе.

Сам план реконструкции Яузы просуществовал до середины 1960-х годов, судя по строительству набережных, которое велось до начала 1970-х годов выше Ростокинского акведука и Оленьего моста.

Ростокинский акведук, 1920-1930гг
Ростокинский акведук, 1920-1930гг

Сегодня на территории Москвы Яуза практически везде одета в каменные берега, гранитные набережные и внешне больше напоминает канал. «Плановая» ширина русла — расстояние между стенками набережных — составляет 20-25 метров, что значительно превышает естественные размеры русла реки.

Однако, сам план 1935 года не был реализован, за исключением постройки в 1940 году в трех километрах от устья Яузы Сыромятнического гидроузла с судоходным шлюзом по проекту архитектора Г.Гольца. Также после ввода в эксплуатацию Канала имени Москвы в 1937 году предусматривалось строительство его второй ограды — Восточного судоходного канала, с помощью которого планировалось повысить уровень воды в Яузе до необходимого для судоходства. Но реализации плана помешала война.

Строительство Астаховского моста через реку Яузу, 1940
Строительство Астаховского моста через реку Яузу, 1940

В середине 1950-х годов, в связи с полномасштабной модернизацией ВСХВ в ВДНХ, рассматривался вариант запуска прогулочных судов от центра Москвы до выставки, а обводнение участка реки в этом районе планировалось сделать за счет переброски воды из Химкинского водохранилища через Лихоборский канал в реку Лихоборку, вливающуюся в Яузу как раз в районе ВДНХ. Но и эти планы не были реализованы. Хотя, например, тогда же устроили спрямление реки в районе современного Электрозаводского моста. Так, на старых картах Яуза показана в этом месте извилистой и узкой речкой. А после реконструкции отрезок между Электрозаводским мостом и Преображенской набережной стал более прямым.

Фактически, судоходство сейчас происходит только на 2,7 км от устья Яузы до гидроузла. Работает там только технический флот ГБУ «Мосводосток». Ниже плотины у правого берега установлены мусороулавливающие боны, базируются буксиры и несамоходные шаланды (баржи), самоходные мусоросборщики. Собранный с акватории центральной части Москвы-реки и Яузы мусор на шаландах отвозится на базу в Курьяново. Сам остров, на котором построен гидроузел, напоминает формой корабль, на носу которого планировали установить статую Сталина.

Водосливная плотина регулирует уровень воды в верхнем бьефе, то есть в верхней части Яузы. Разница высот между верхним и нижним бьефом составляет 4 метра. В период паводков и сильных ливней гидроузел позволяет поддерживать стабильный уровень воды в Москва-реке, меняя ее высоту. Дорогу судам указывают ретро-светофоры, да и все оборудование на гидроузлах работает со дня открытия.

Сыромятнический гидроузел
Баржи у Сыромятнического гидроузла
Сыромятнический гидроузел

Внешний вид Яузы сейчас стал значительно лучше. На всем протяжении реки от Устьинского моста до парка «Сокольники» берега отделаны гранитом, но проблем меньше не стало: воды в реке достаточно мало, в нулевые годы часто можно было увидеть дно. Поэтому никаких прогулочных маршрутов на речных трамвайчиках здесь нет.

Вода выглядит, конечно, лучше чем в XIX веке, но до сих пор остается очень грязной. Долгое было традицией было сбрасывать снег в реки: самосвалы всю зиму подъезжали к набережным и сваливали снег в воду. На подземных реках были устроены специальные камеры снегосброса,закрывавшиеся сверху толстым листом металла. В 2000-е эту практику прекратили, так как мусора на дорогах стало больше, а сами дороги поливались едкой химией — и все это попадало в Яузу, а оттуда в Москва-реку.

Сегодня устанавливают снегоплавильные станции, и в реки сливается уже вода. Правда, чище реки не становятся.

Текст: Михаил Чернышев- москвовед, основатель галереи «Память».

Источники и литература:

В. Бурлак «Москва Таинственная»

Ю. Супруненко «Москва подземная»

В. Бурлак «Москва подземная»

Столичный винтаж «Москва мистики и приведения»

История московских районов, энциклопедия

И.Кондратьев «Седая старина Москвы»

П.В. Сытин «Из истории московских улиц (очерки )»

Публикация является частью проекта музея Басманного района «Воды Басмании». Проект реализуется РОО ЭКО «Слобода» с использованием гранта Президента Российской Федерации, предоставленного Фондом президентских грантов.