Река Яуза, левый, самый крупный в пределах Москвы, приток Москвы-реки. Длина 48 км, протяженность в черте города около 30 км. Исток реки находится в Лосином острове, в районе поселка Загорянка, устье — Большой Устьинский мост в Москве.
Первое упоминание относится к летописям 1136 года, когда упоминается под названием Ауза, что значило слово «солома». Неподалеку располагалась речка Стебелька, что подтверждает такой вариант названий в этой местности.
В древности река имела большое значение для многих удельных княжеств, располагавшихся на Европейской части современной России.
В IX-X веках Яуза была частью водного пути из южных регионов. Большую роль в выборе пути являлось то, что Яуза была относительно прямой по сравнению с другими речками. Из-за этого даже появилась версия о том, что природа не могла сделать такое прямое русло и Яуза является рукотворным каналом древности. Впрочем, это относится и к некоторым другим Подмосковным речкам.
Верховья Яузы были достаточно близко расположены к реке Клязьме. По ней путники и добирались, например, во Владимир. Благодаря большому потоку людей, место, где Яуза впадает в Москва-реку, стало довольно быстро развиваться. Примерно в XII веке Яуза утратила свое основное транспортное значение, оставаясь, однако, одной из главных рек города. По обоим берегам в это время начали активно селиться люди. Так начала развиваться Москва — сначала появились деревни, слободы, а потом разросся и сам город. Считается, что именно с Яузой связан тот факт, что протяженность Москвы с севера на юг больше, чем с востока на запад.
С XVII века река вновь приобрела важное значение. Именно здесь в 1688 году зародился русский флот, когда по приказу юного Петра на Яузу был спущен ботик. В предисловии к Морскому уставу 1720 года Петр I пишет:
“Случилось нам быть в Измайлово на Льняном дворе, и, гуляя по амбарам, где лежали остатки вещей дому деда Никиты Ивановича Романова, между которыми увидел я судно иностранное, спросил отреченного Франца (Тиммермана), что это за судно. Он сказал, что это — бот английский, я спросил, где его употребляют. Он сказал, что при кораблях для езды и возки. Я паки спросил: какое преимущество имеет перед нашими суднами (понеше видел его образом и крепостью лучше наших) ? Он мне сказал, что он ходит на парусах не только по ветру, но и против ветра; которое слово меня в великое удивление привело, и якобы неимоверно.
Потом я его паки спросил: есть ли такой человек, который бы его починил и сей ход мне показал. Он сказал мне, что есть. То я с великою радостью сие услышал, велел его сыскать. И вышереченный Франц сыскал голландца Карштен Бранта, который призван при отце моем в компании морских людей для делания морских судов на Каспийское море, который оный бот починил и сделал машт и парусы и на Яузе при мне лавировал, что мне паче удивительно и зело любо стало…” .
Здесь же Петр I открыл фабрику по выделке парусов для нужд Российского флота.
Со временем количество производств вдоль берегов Яузы увеличилось. К XIX веку на берегах реки уже работают многочисленные фабрики. Производства сбрасывают все отходы прямо в реку, и в городской черте она становится очень грязной и вонючей. Москвичи даже прозвали Яузу того времени «общегородской язвой». Чистая вода оставалась только за городом, где тогда было много дачных поселков.
В Басманном районе местность тогда была заброшенной, болотистой, замусоренной. На месте современного стадиона «Сокол» находился парковый комплекс с цепью различных по размеру прудов. Устья двух рек, притоков Яузы — Чечеры и Черногрязки — с весенним разливом превращали все вокруг в топкие болота. Саму Яузу тогда можно было практически перешагнуть.
В начале XX века притоки Яузы реки были заключены в подземные коллекторы. На месте Чечеры появился на карте города Елизаветинский переулок. А уже в 1936-39 гг устья были объединены в один общий коллектор с водоспуском ниже современного гидраузла. Местность вокруг называлась тогда по названию слободы кожевников — Сыромятники. В память о ней остались названия переулков, улицы, набережной.
В 1930-х годах Яуза имела совсем уже непотребный вид. Качество самой воды только ухудшалось. Москва сильно расширялась, людей и производства становилось все больше, что приводило к загрязнению воды. Московские власти пытались исправить ситуацию — сильно помогла система городской канализации, постепенное уменьшение и модернизация заводов, а также создание городских парков на берегах Яузы.
Согласно Генеральному плану 1935 года было принято решение о создании Водного кольца Москвы. Изначально предполагалось сооружение шести гидроузлов: шлюз и судоподъемни на Северном канале и четыре шлюза на Яузе.
Сам план реконструкции Яузы просуществовал до середины 1960-х годов, судя по строительству набережных, которое велось до начала 1970-х годов выше Ростокинского акведука и Оленьего моста.
Сегодня на территории Москвы Яуза практически везде одета в каменные берега, гранитные набережные и внешне больше напоминает канал. «Плановая» ширина русла — расстояние между стенками набережных — составляет 20-25 метров, что значительно превышает естественные размеры русла реки.
Однако, сам план 1935 года не был реализован, за исключением постройки в 1940 году в трех километрах от устья Яузы Сыромятнического гидроузла с судоходным шлюзом по проекту архитектора Г.Гольца. Также после ввода в эксплуатацию Канала имени Москвы в 1937 году предусматривалось строительство его второй ограды — Восточного судоходного канала, с помощью которого планировалось повысить уровень воды в Яузе до необходимого для судоходства. Но реализации плана помешала война.
В середине 1950-х годов, в связи с полномасштабной модернизацией ВСХВ в ВДНХ, рассматривался вариант запуска прогулочных судов от центра Москвы до выставки, а обводнение участка реки в этом районе планировалось сделать за счет переброски воды из Химкинского водохранилища через Лихоборский канал в реку Лихоборку, вливающуюся в Яузу как раз в районе ВДНХ. Но и эти планы не были реализованы. Хотя, например, тогда же устроили спрямление реки в районе современного Электрозаводского моста. Так, на старых картах Яуза показана в этом месте извилистой и узкой речкой. А после реконструкции отрезок между Электрозаводским мостом и Преображенской набережной стал более прямым.
Фактически, судоходство сейчас происходит только на 2,7 км от устья Яузы до гидроузла. Работает там только технический флот ГБУ «Мосводосток». Ниже плотины у правого берега установлены мусороулавливающие боны, базируются буксиры и несамоходные шаланды (баржи), самоходные мусоросборщики. Собранный с акватории центральной части Москвы-реки и Яузы мусор на шаландах отвозится на базу в Курьяново. Сам остров, на котором построен гидроузел, напоминает формой корабль, на носу которого планировали установить статую Сталина.
Водосливная плотина регулирует уровень воды в верхнем бьефе, то есть в верхней части Яузы. Разница высот между верхним и нижним бьефом составляет 4 метра. В период паводков и сильных ливней гидроузел позволяет поддерживать стабильный уровень воды в Москва-реке, меняя ее высоту. Дорогу судам указывают ретро-светофоры, да и все оборудование на гидроузлах работает со дня открытия.
Внешний вид Яузы сейчас стал значительно лучше. На всем протяжении реки от Устьинского моста до парка «Сокольники» берега отделаны гранитом, но проблем меньше не стало: воды в реке достаточно мало, в нулевые годы часто можно было увидеть дно. Поэтому никаких прогулочных маршрутов на речных трамвайчиках здесь нет.
Вода выглядит, конечно, лучше чем в XIX веке, но до сих пор остается очень грязной. Долгое было традицией было сбрасывать снег в реки: самосвалы всю зиму подъезжали к набережным и сваливали снег в воду. На подземных реках были устроены специальные камеры снегосброса,закрывавшиеся сверху толстым листом металла. В 2000-е эту практику прекратили, так как мусора на дорогах стало больше, а сами дороги поливались едкой химией — и все это попадало в Яузу, а оттуда в Москва-реку.
Сегодня устанавливают снегоплавильные станции, и в реки сливается уже вода. Правда, чище реки не становятся.
Текст: Михаил Чернышев- москвовед, основатель галереи «Память».
Источники и литература:
В. Бурлак «Москва Таинственная»
Ю. Супруненко «Москва подземная»
В. Бурлак «Москва подземная»
Столичный винтаж «Москва мистики и приведения»
История московских районов, энциклопедия
И.Кондратьев «Седая старина Москвы»
П.В. Сытин «Из истории московских улиц (очерки )»
Публикация является частью проекта музея Басманного района «Воды Басмании». Проект реализуется РОО ЭКО «Слобода» с использованием гранта Президента Российской Федерации, предоставленного Фондом президентских грантов.