Пастор и театрал

В истории Немецкой слободы было много знаковых фигур, вокруг которых крутились интриги. Создавались союзы, строилась жизнь во всех ее проявлениях. И если генерал Бауман был тем рычагом, что запустил механизм слободы на несколько десятилетий вперед, то пастор Грегори стал духовным пастырем общины, несмотря на все противостояния и интриги. В конце концов, именно ему принадлежит первенство в создании московского театра, о чем многие сегодня забыли.

Но началась эта история несколько раньше, с момента приезда Николая Баумана в Россию, о чем мы уже рассказывали.

Битва за кирху

Среди спутников тогда еще полковника Баумана был Иван Дитрик Фокерот (родом из Мюльгаузена в Тюрингии), которому он предложил занять место умершего в Москве пастора Якоби. На денежные средства Баумана в феврале 1658 года товарищи прибыли в Москву.

В Немецкой слободе по разрешению царя были построены две лютеранские кирхи. Одну возглавлял Иоаким Якоби, другую Валтасар Фадемрехт. После смерти Якоби кирха, стоявшая на земельном участке, принадлежавшем Якоби, достается его вдове. На ней женился подполковник Юкман, который просто разбирает кирху. И когда Бауман вместе с пастором оказывается в Москве, выясняется, что служить новому священнику просто негде.

Соответственно, прихожане стали ходить в кирху, где служил Фадемрехт, что того вполне устраивало. Увеличилась ведь не только паства, но и доход.

По своем возвращении после военного похода в Москву в 1660 году Бауман часто посещал кирху Валтасара Фадемрехта. А чуть позднее он проявлял активность по восстановлению кирхи пастора Якоби. Не зря же он вызвал Фокерота. Делал это он для своих подчиненных офицеров-немцев, которых немало вернулось с войны в столицу. Бауман прочил Фокерота в пасторы кирки Якоби¸ что того не очень устраивало.

Бауман и его сторонники осенью 1660 года стали просить русского государя об обновлении своей кирхи. Но подполковник Юкман с семьей уже получил в Земском приказе особый имущественный документ. Началась тяжба, которую выиграл Бауман. И 12 ноября того же года было присуждено отдать двор с богомольной хороминой прихожанам и их новому пастору Фокероту. Бауман, пока строился новый храм, решил перевезти кирху в свой собственный сад. Члены общины выстроили свою церковь заново в 1665 году. Главным вкладчиком был Николай Бауман. Часть издержек покрыли пожертвования прихожан, собранные по церковной «сборной книге». Поскольку большинство прихожан относилось к воинскому сословию, кирху стали называть офицерской.

Фокерот или Грегори?

Но проповеди Фокерота были настолько скучны, а сам он косноязычен, что Бауман уже не хочет отдавать новую кирху им же вызванному в Россию пастырю.

Ему понравился учитель немецкой школы в Иноземной слободе, Иоганн Грегори. Его Бауман и прочил на место священника в офицерском приходе. И даже отправил его обратно в Европу, чтобы тот получил «ординацию» на пастыря. Тот получает степень магистра богословия, а затем и пасторский сан в Дрездене.

Иоганн-Готфрид Грегори, он же «майстер Ягань Готфрит Григорьев Мартысбургенской», родился 15 мая 1631 года в Саксонии, в городе Марбурге, в лютеранской семье.

Пастор Грегори
Пастор Грегори

Его отцом был марбургский аптекарь Викторинус Грегори, матерью — Анна-Мария, урожденная Донат. Отец будущего пастыря вскоре умер. А мать вышла замуж повторно за медика Блументроста.

После рождения сводных братьев Иоганн решил попробовать себя в военном деле: войн в Европе тогда было предостаточно. Грегори удалось обзавестись офицерским патентом и послужить по военной части шведскому и польскому королям.

Кстати, в 1667 году в городе Штутгарте Грегори издал стихи о России собственного сочинения, где весьма лестно отзывался о нашей родине, что иностранцы делали крайне редко.

К тому времени в Россию был приглашен отчим Грегори, Лаврентий Алферович Блюментрост, в качестве личного лейб-медика государя Алексея Михайловича.

Роль Баумана при дворе и в слободе только росла после присвоения ему генеральского звания, и вызывала зависть и ненависть у менее успешных соотечественников. Проблемы возникли не только у Баумана, стали плести интриги против пастора Грегори и приехавшего доктора Блюментроста, которых он поддерживал. Фокерот, по понятным личным соображениям, с корыстными целями перешел в этой «гражданской войне местного значения» в лагерь противников Баумана. В распри были включены и многие прихожане-лютеране.

Пока Грегори был в Саксонии, Фокерот подал русскому правительству донесение, в котором утверждал, что его конкурент — проходимец, бежавший в Москву из Польши, спасаясь от преследования тамошних властей, желавших арестовать его за «мерзкие поступки». Рекомендательным письмам, привезенным Грегори, в доверии отказали и место придворного медика, обещанное отчиму пастора, отдали шведу Йохану Костеру фон Розенбергу.

На попечении доктора Лаврентия Блюментроста, которому запретили заниматься медицинской практикой в Москве, оказались жена, два сына, две дочери, прислуга и прихваченный им из Саксонии ассистент Лаврентий Ринхубер. Положение дел еще более ухудшилось, когда вскоре после приезда, 31 мая 1668 года, служа в новой кирхе, пастор Грегори вознес благодарственную молитву сначала за курфюрста саксонского и лишь потом — за русского царя. На такое не могли не обратить внимание, и тут же донесли, куда следует.

Третья кирха

Когда царь узнал о конфликте, он повелел сломать его источник — новую кирху. Бауман в это время воевал в Малороссии. Пастора господин генерал принял на собственное содержание. Как пишет исследователь Валерий Ярхо, «приход составляли бывшие прихожане из лютеранской церкви, что стояла на дворе Якоби. Сад Баумана (бывший в Немецкой слободе, а не современный Сад имени Баумана) был расширен так, что церковь очутилась среди красивых растений. Генерал купил рядом со своей землей, по переулку к Яузе, у соседа капитана Буларта весь его участок, состоявший из двух частей в 20 и 28 квадратных сажен, а также 6 сажен из участка живописца (из Голландии) Петра Инглиса».

На этом участке Бауманом и была построена перенесенная церковь. Это свое детище Николай Бауман назвал «тюльпаном». Вскоре оставшиеся без церкви сторонники Фокерота добились разрешения и построили на прежнем месте новое церковное здание.

Таким образом, в Немецкой слободе оказались три лютеранские церкви: каждая со своим приходом и пастором. В первой — «старой» лютеранской кирке — пастором служил Валтасар Фадемрехт, проповедником был Александр Юнг. В другой, отстроенной на месте «офицерской», — пастор Фокерот, и в Бауманской («тюльпане») Святых Петра и Павла — пастор Иван Грегори.

В истории Немецкой слободы было много знаковых фигур, вокруг которых крутились интриги. Создавались союзы, строилась жизнь во всех ее проявлениях.-2

При кирхе Баумана открыли новую школу, где пастору Грегори помогал выписанный в Москву ректор Нарвской школы Герард Линау. Благодаря содействию немецкого герцога Эрнста (что известно из его письма от 8 января 1670 года), община сделала школу бесплатной.

Сюда брали на учебу совсем юных москвичей, богатых и бедных юношей, а также детей служанок, пленных и купленных турок, татар, поляков. Их учили религии, немецкому и латинскому языкам, счету и письму, музыке.

В сентябре 1670 года Бауман пишет новое письмо герцогу Эрнсту I Благочестивому, где просит о помощи и объясняет причину бедственного финансового положения служилых военных иноземцев России задержкой и уменьшением жалованья, что связано с тратами власти на подавление бунта Степана Разина. Бауман просит герцога не прекращать «изливания щедрот на немецкую нацию в России». Деньги пришли и пошли на школу и зарплату учителям.

Театр для царя

А вскоре при школе был создан театр, прогремевший на всю Москву. На западе такие школьные театры давно были обычной практикой и частью учебы.

В театре разыгрывались сценки духовно-нравственного содержания. Сочинителем большинства их был сам пастор.

Новшеством заинтересовался упоминавшийся в статье о Баумане видный сановник Артамон Сергеевич Матвеев. Да и палаты его находились неподалеку в нынешнем Армянском переулке. Матвеев был женат на шотландке из рода Гамильтонов, переменивших в России фамилию на Хомутовых. Боярин давно присматривался к западной культуре, перенимая то, что считал полезным, и явно не без помощи супруги.

У него в палатах была своя небольшая труппа музыкантов из слуг, прошедших соответствующее обучение у немцев.

Артамон Матвеев
Артамон Матвеев

Царь Алексей Михайлович любил бывать у Артамона Сергеевича. У него он познакомился и с будущей супругой Натальей Кирилловной Нарышкиной, дальней родственницей боярина. А когда родился будущий император Петр Алексеевич, царствующие супруги решили отметить это знаменательное событие театрализованными представлениями. Поручили их организацию Артамону Матвееву.

Артамон Сергеевич понимал, что с его опытом поставленную задачу не решить, а потому отправил в Ригу друга пастора Иоганна Грегори, немецкого офицера Клауса фон Штадена, дав ему распоряжение отыскать и пригласить в Москву театральную труппу. Тому повезло: в Риге он застал труппу известного театрального директора Иоганна Фельтона. Но на этом везение закончилось, в Москву они ехать отказались, весьма резонно предполагая, что назад их могут и не отпустить, оставив при дворе.

Тогда Матвеев обратился за помощью к Грегори.

Пастора вызвали во дворец, где царь сам выбрал тему и «указал тому иноземцу, магистру Ягану Готфриду, учинить комедию, и на комедии действовать из Библии книгу Эсфирь, и для того действа устроить хоромину».

Пастор Грегори написал «трагическую комедию» «Артаксерксово действо» (см. глоссарий). Судьба Эсфири была похожей на судьбу Натальи Кирилловны, Мардохея — на Матвеева, под Аманом можно было разуметь царского дворецкого Богдана Матвеевича Хитрово. Представлению определили место в селе Преображенское.

Эсфирь и Артаксеркс из библии Пиксатора 1650г.
Эсфирь и Артаксеркс из библии Пиксатора 1650г.

В октябре 1672 года «хоромина» была готова. С постановкой помог учитель Георг Хюбнер, вместе с которым Грегори когда-то приехал в Москву. Живя в Немецкой слободе, Георг Хюбнер женился на дочери обывателя Андрея Юта и завел собственное хозяйство.

Пастору помогали и другие обитатели слободы: Тимофей Гасенкраух, Иоганн Пальцер, Лаврентий Ринхубер, а также учитель приходской школы Юрий Михайлов. Хотя Валерий Ярхо в своей работе не исключает, что под этим русским именем мог скрываться Георг Хюбнер.

Пастор собрал в Москве «детей разных чинов служилых и торговых иноземцев, всего 64 человека» и стал с ними разучивать пьесу. Ее премьера состоялась 17 октября 1672 года. После встречи Грегори с царем и несомненных знаков его высокого благоволения положение при дворе его отчима, доктора Блументроста, заметно улучшилось. А Грегори и его сводный брат Лаврентий Христиан стали готовиться к новым постановкам при дворе. Пастору даже приказали основать в Немецкой слободе школу «по исправлению комедий». Высший надзор за школой осуществлял Артамон Матвеев, лично отобравший из москвичей Мещанской слободы 26 человек, которых по его приказу 16 июня 1673 года отправили в распоряжение пастора Грегори для обучения актерской игре и пению. Им даже платили жалование. В актерской школе Немецкой слободы с новичками занимался упомянутый Гасенкраух, органист Симон обучал музыкантов. В октябре 1673 года ученики Грегори сыграли на дворцовой сцене первое представление — «История в лицах о праведном Товии». Последние представления в Кремле были даны в зимний мясоед 1675 года — одно из них 11 февраля, в четверг на масленицу.

Грегори тяжело заболел и постановками занимался Хюбнер.

Пастор же поехал в Европу лечиться, но вскоре умер в родном Марбурге, где и был похоронен. Семья его осталась в долгах и просила милости у царя. Ей выдали 10 рублей за написание мужем комедий.

Театр просуществовал еще год до кончины Алексея Михайловича в январе 1676 года. Федор Алексеевич представления не любил. Они вновь появились при Петре и директоре госпитальной школы в Лефортово Бидлоо, но это уже совсем другая история.

Глоссарий

Николай Бауман, русский генерал датского происхождения. См. статью «Не тот Бауман»

Лаврентий Алферович Блументрост (L. Blumentrost, 1619 — 1705) — немецкий врач, приглашенный в 1668 году в качестве лейб-медика ко двору царя Алексея Михайловича. Медицинское образование получил в Гельмштедте, Лейпциге и Иене. Ведущий специалист по медицине допетровского времени, реформатор и организатор Аптекарского приказа.

Иоганн-Готфрид Грегори, пастор лютеранской кирхи в Немецкой слободе, см. биографию в тексте.

Артамон Сергеевич Матвеев (1625 – 1682) — русский государственный деятель, «великого государя ближний боярин», руководитель правительства в конце царствования Алексея Михайловича, один из первых «западников». Стоял у истоков придворного театра и был в числе организаторов первой аптеки в Москве.

Лаврентий Ринхубер (Рингубер) — родился около 1640 года. Саксонец, писатель о России. Когда в 1667 году был приглашен в Россию доктор Блументрост, он привез с собой Ринхубера — тогда студента Лейпцигского университета — в качестве ассистента. Живя в Москве до 1673 года, занимался преподаванием и вместе с пастором Грегори составил трагикомедию. В 1673 году был отправлен в посольстве Менезеса в Германию и Италию, с предложением союза против Турции. В 1675 году вынужден был ограничиться врачебной практикой. После смерти Алексея Михайловича покинул Россию и побывал в Дании, Англии, Франции и Италии. В 1684 году снова был в Москве, в качестве саксонского посла.

Йохан Костер фон Розенберг (Иван Андреев Кустериус) (1613 – 1685) — немецкий врач, лейб-медик короля Швеции Карла Густава и, с 1667 года, царя Алексея Михайловича. Получил степень доктора медицины в Кёнигсберге.

Валтасар (Бальтазар) Фадемрехт (1643—1677) — пастор кирхи святого Михаила в немецкой слободе в Москве. Родом из Данцига.

Иоганн Фельтон (1640 – 1692) – немецкий актер и театральный деятель, магистр философии, кандидат богословия, реформатор сцены.

Иоганн Дитрик Фокерот (1657—1688) – лютеранский пастор московской кирхи Петра и Павла.

Георг Хюбнер (Юрий Гивнер), саксонец, учитель латыни и немецкого языков в Немецкой слободе. Служил в польской армии, попал в плен к русским. Помогал Грегори в постановках спектаклей.

Эрнст I Благочестивый (1601 – 1675) — герцог Саксен-Готский и Альтенбургский. Заменил барщину наследственным оброком, устроил земскую милицию. Его город Гота был обстроен красивыми зданиями, население выросло, собрал многочисленные научные и художественные коллекции, основал гимназию, заботился о благосостоянии простых подданных.

Иоанн (Иван) Юкман – драгунский подполковник русской армии иноземного происхождения, женился на вдове пастора Якоби, разрушил старую кирху, судился и проиграл суд.

Иоаким Якоби (1648—1657) – московский лютеранский пастор кирхи Петра и Павла.

«Артаксерксово действо» — первая пьеса русского театра, написанная по указу царя Алексея Михайловича лютеранским пастором Иоганном Грегори в 1672 году. До середины XX века считалась утраченной, но в 1954 году были опубликованы сведения о двух сохранившихся в разных библиотеках списках. Написана в стихотворной форме на немецком языке на сюжет библейской «Книги Есфирь». Продолжительность – 10 часов. Шла без антракта. Комедию велено было царем переплести в сафьян с золотом.

Литература:

Асеев Б. Русский драматический театр XVII–XVIII веков. М., 1958;

Миклашевская Е.П., Цепляева М.С. Знаменитые немцы Лефортова. М., 2000;

Старикова Л. М. Театральная жизнь старинной Москвы. М., 1988;

Цветаев Д. В. Генерал Николай Бауман и его дело. М., 1884;

Ярхо В.А. Иноземцы на русской службе. М., 2015.

Текст: Олег Фочкин. Историк Москвы, журналист, лауреат Всероссийской краеведческой премии «Малая родина» , коренной москвич, автор более 20 книг, в том числе, ряда книг о Москве.

Публикация является частью проекта «Столица на Яузе. Прогулки за Кукуй». Проект реализуется при поддержке фонда Потанина.