Знаете, чем отличается «тогда» от «сейчас»? «Тогда» строили основательно и, главное, красиво. Так что можно констатировать – мы навсегда «потеряли» старейший железнодорожный мост Москвы. По крайней мере, для обозрения. В 2008-м с одной стороны, а в прошлом году с другой, к путепроводу пристроили новые конструкции, которые загородили подлинный памятник промышленной архитектуры конца XIX века. Заодно была уничтожена перспектива Большого Полуярославского переулка со сплетением трамвайных рельс – там ведь тоже было продолжение наших железнодорожных путей… А вообще, что это за дорога и куда она ведет?
Московско-Курскую железную дорогу задумали в середине XIX века. 17 ноября 1864 года открылось движение между Москвой и Серпуховом. Потом линию продлили до Тулы, потом до Орла, а 7 сентября 1868 года поезда поехали уже до Курска. Вокзал в Москве, правда, построили только спустя 30 лет. Выглядел он совсем иначе, чем сейчас – оригинальное здание встроили в брежневскую «стекляшку» . Но найти его можно и сегодня – его фасад и зал ожидания расположены у первого пути.
Что же касается масштабной реконструкции, которая идет сейчас и которая уже взбудоражила градозащитников, то это подготовка к запуску новых линий Московских центральных диаметров. Новые направления призваны сделать электрички полноценным городским транспортом, как метро или МЦК, которое тоже имеет железнодорожное прошлое.
Ладно, что за мост выяснили, а теперь будем разбираться почему Андроников. А дело в том, что почти впритык к нему, на высоком холме, расположена одна из древнейших обителей Москвы – Андроников монастырь. Кстати, на картине прямо за виадуком видно завершение его Михайло-Архангельского храма. Однако главная местная достопримечательность – Спасский собор, старейший полностью сохранившийся храм города. Он был построен в 1420-е и расписан иноком этого монастыря, известным нам под именем Андрей Рублев. Правда, от первоначальных фресок почти ничего не осталось – лишь небольшие фрагменты. Это была последняя работа иконописца. Похоронен он был также на территории обители, но точное место могилы до сих пор определить не удалось.
Еще больше узнать о районе можно на еженедельных бесплатных прогулках по Басманному от музея Басманного района. Подробнее.
Текст: Фёдор Дядичев
Картина: «Андроников виадук. Паровоз». Автор: Улумбеков Искандер
Публикация является частью проекта “Музей шаговой доступности”. Проект реализуется РОО ЭКО “Слобода” при поддержке Фонда Президентских грантов в сотрудничестве с программой ТС “Пятёрочка” “Забота о сообществе”. #музейшаговойдоступности