Бараши и Казенщики — самое что ни на есть государственное жилье для почетной обслуги великокняжеского семейства. Здесь в XVI-XVII веках жили люди, заведующие царским имуществом.
В момент расцвета Московского царства в центре города стали формироваться дворцовые районы, в которых жили преимущественно ремесленники, обслуживающие государственную машину. Cадовники, портные, плотники… Но главными, самыми статусными среди них были «жрецы» казны. Они занимались ценностями – от сибирских мехов до резной мебели и золотых украшений. Само хранилище, естественно, находилось не здесь, а в Кремле, при Благовещенском соборе с его огромными подвалами. А отсюда служащие ходили на работу. К слову, в то время это был один из самых больших районов Москвы в пределах Земляного города (сегодня – Садовое кольцо).
После переезда столицы в Петербург надобность в «казначеях» отпала, и земли начали скупать представители знати. Здесь сегодня не увидишь ни древних палат, ни ремесленных цехов – сплошь усадьбы да доходные дома. Единственное, что напоминает о тех временах, – названия переулков: Малый и Большой Казенные. Последний, кстати, пострадал в 1930-е годы, когда был сверстан план капитальной реконструкции Москвы. По задумке, здесь должна была пройти одна из вылетных магистралей. От нее осталось «обрамление» на стыке с Садовым кольцом: парадные здания по обеим сторонам магистрали, а также «дырки» от уже снесенных домиков. Благо, полностью план не успели реализовать.
По соседству с «казенщиками» жили «бараши», которые обслуживали государевы шатры. Практически обязательным условием существования любой слободы был собственный храм. Вот и здесь ходили молиться в церковь, освященную в честь праздника Введения во Храм Пресвятой Богородицы. Современное здание построили в 1701 году, а в последующем его украсили замечательными иконостасами работы Кирилла Уланова и Матвея Казакова-младшего (сына архитектора). В 1932-м, в рамках вышеописанного плана новой магистрали, церковь приговорили к сносу, но работы затормозились… Сначала тут оборудовали общежитие, а потом древний храм переделали под производственные нужды – последние станки отсюда вывезли только в 1993-м. Но и до сих пор центральный объем храма закрыт для прихожан и для богослужений не используется.
Было в древности у храма и второе название – Введения под соснами, по которому получил свое имя соседний переулок – Подсосенский. Про него – отдельная история. Но здесь упомянем бывший доходный дом Такке (Подсосенский пер., 8, стр. 1). В 1905 году архитектор Сергей Вознесенский надстроил старинные палаты тремя этажами и украсил здание керамический плиткой из абрамцевских мастерских – модного в то время производства. Выглядит очень мило.
Текст: Фёдор Дядичев
Картина: «Храм Введения во Храм Пресвятой Богородицы в Барашах». Автор: Мустафина Дильбар
Публикация является частью проекта “Музей шаговой доступности”. Проект реализуется РОО ЭКО “Слобода” при поддержке Фонда Президентских грантов в сотрудничестве с программой ТС “Пятёрочка” “Забота о сообществе”.