Дом-мастерская Левитана

Продолжаем знакомить вас с местами, изображенными на картинах художников нашей выставки в «Пятёрочках». На этот раз речь пойдет о мастерской Левитана в Большом Трёхсвятительском переулке.

Художница- Анна Стриженко
Художница- Анна Стриженко

Полузаброшенный домик со стилизованными кокошниками – это и есть мастерская Исаака Левитана. Да, того самого, который «Над вечным покоем», «Вечерний звон», «Золотая осень» и прочая и прочая. Этот особняк, перестроенный из садовой оранжереи, ему выделил московский купец Сергей Морозов, менее известный брат знаменитого Саввы Морозова. Будучи большим любителем искусства и таким же противником религиозной дискриминации, богатый меценат-старообрядец поселил бездомного художника-иудея в самом центре древней столицы, как бы обозначая место самого русского живописца современности в культурном ландшафте города. Здесь Левитан проводил зимы, а на лето часто уезжал погостить в отдаленные усадьбы, на природу. Этот адрес – единственное место, которое Ицик-Лейб Хацкелевич Левитан (настоящее имя художника) мог считать своим домом. Хотя и отсюда его прогоняли – в 1892 году из Москвы «попросили» всех лиц иудейского вероисповедания. Вид на жительство художник получил лишь спустя два года по протекции именитых друзей.

По воспоминаниям современников, возле флигеля росли большие кусты сирени, внизу находились жилые комнаты, пол в которых был затянут серым сукном, а весь второй этаж, куда вела витая лестница, занимала просторная, с верхним светом и окнами на север, мастерская. Среди мольбертов и картин стояло несколько кресел, пианино, фисгармония. Отсюда же, из усадьбы Морозовых, провожали живописца в последний путь жарким летом 1900 года…

И. И. Левитан в мастерской
И. И. Левитан в мастерской

Но на Левитане история имения Морозовых не закончилась. Городская усадьба одного из богатейших семейств России многое пережила за XX век: бои эсеров с латышскими стрелками в 1918-м, концлагерь НКВД в 1920-е, превращение в детский сад в 1970-е (именно здесь снимали культовую советскую ленту «Усатый нянь»). Но настоящая катастрофа случилась в 2000-е, когда здание продали сомнительным предпринимателям. Тогда вместо сада появился подземный гараж, а остатки интерьера главного дома были уничтожены. Из общедоступного остался только сад, да и то – за него пришлось повоевать. На месте же служебных флигелей и каретного сарая в 1966 году вырос многоквартирный блочный дом, который смотрится немного странно в этом заповедном уголке столицы. Что же касается мастерской, то относительно недавно ее выкупили под открытие музея.

Текст: Фёдор Дядичев
Картина: «Дом Левитана». Автор- Анна Стриженко

Публикация является частью проекта “Музей шаговой доступности”. Проект реализуется РОО ЭКО “Слобода” при поддержке Фонда Президентских грантов в сотрудничестве с программой ТС “Пятёрочка” “Забота о сообществе”.