На открытии выставки кураторы Светлана Кондратьева и Анна Дмитри представили выставку «Читая город. Арт-Басмания», а художники рассказали о своих работах, вдохновленных «местами силы» района.
«ИСЧЕЗНУВШЕЕ С ТЕЛА ЧИСТЫХ ПРУДОВ»
ОНЛАЙН-ПРОГУЛКА
Ленара Гадельшина и Максим Иванов работали с Водопьяным переулком, полностью стертым с карты Москвы в 1970-е. И даже искали следы прошлого на дне Чистых прудов. Ленара пройдется по району Чистых прудов и расскажет о своем опыте исследования, о том, за что она любит этот район и что открыла в нем благодаря своей творческой деятельности. Также, возможно, в конце прогулки мы зайдем вместе с ней в книжную мастерскую и познакомимся с еще одними участниками арт-исследования, работавшими с темой исчезнувшего и потерянного.
«ХУДОЖНИК И ГОРОД: АРТ-ПРАКТИКИ В УСЛОВИЯХ НОВОГО ВРЕМЕНИ»
КУРАТОРСКАЯ ДИСКУССИЯ
Все чаще музеи и галереи города занимаются исследованием районов, в которых находятся. Что дают такие исследования и интервенции? Может ли выставка или художественная деятельность стать драйвером развития? Какая роль сегодня у культурных площадок, если и горожане, и художники вынуждены все больше коммуницировать в интернет-пространстве и находить там новые форматы взаимодействия?
Участники дискуссии: куратор инклюзивных проектов, ведущий специалист региональных проектов ГЦСИ, ГМИ им. Пушкина Лариса Гринберг, руководитель проекта «Развитие Беляево» Юлия Балдина, кураторы выставки “Читая город. Арт-Басмания” Светлана Кондратьева и Анна Дмитри.
«КАК ИССЛЕДОВАТЬ ГОРОД ЧЕРЕЗ РИСОВАНИЕ?»
ВСТРЕЧА С ХУДОЖНИКАМИ.
«ТОЧКА СХОДА»
ЛЕКЦИЯ. ВСТРЕЧА С ХУДОЖНИКОМ
В своем исследовании Басманного района архитектурный фотограф Ольга Алексеенко буквально трансформировала карту района в коллаж из фотографий зданий, стоящих на его улицах. 6 декабря Ольга расскажет об архитектурной фотографии, знаковых именах и работах. А также об особенностях московской архитектурной фотографии и собственных проектах.
«ПОТАНЦУЕМ О НАСЛЕДИИ?»
ЛЕКЦИЯ И ОБСУЖДЕНИЕ ФИЛЬМА «СТРАНИЦЫ УЛИЦ»
Город можно изучать через разные оптики, в том числе телесную, а танец может быть не только искусством или хобби, но и методом исследования. Так считают Светлана Кондратьева и Илья Акимов, участники арт-исследования Басманного района. Они сняли видеоэссе “Страницы улиц”, раскрывающий взаимоотношения людей и города через танец.
На встрече 10 декабря Светлана расскажет, что такое перформативные практики, и как они могут работать с городом, с памятью, раскрывать место. А потом покажет, как исследовала через эти практики Басманный район: музеи, библиотеки, улицы. Мы посмотрим получившийся фильм, обсудим его, а также поговорим, может ли танец стать языком коммуникации о наследии?
«ИСКУССТВО, ПОЛЕЗНОЕ ОБЩЕСТВУ: ХУДОЖНИКИ КАК ВОЛОНТЕРЫ НАСЛЕДИЯ»
ЛЕКЦИЯ
Татьяна Зайцева уже много лет является таким художником-волонтером. На встрече она, и, возможно, ее друзья, расскажет, как они иллюстрировали поэму Маяковского с незнакомыми людьми на улице, или делали раскраски про авангард, или трафарет для благотворительного фонда. Как художники помогали спасать затопленный храм в Крохино, и благодаря творческой атмосфере местный прораб тоже начал рисовать. И другие интересные и добрые примеры из своей практики. Мы постараемся посмотреть на волонтерские экспедиции как на способ творческого роста, а на друзей, коллег и учеников — как на источник вдохновения и соавторства.
«ГОРОД И ЗВУКИ»
ЛЕКЦИЯ С ЭЛЕМЕНТАМИ КОНЦЕРТА
Елизавета — клавесинистка, органистка и саунд-артист. Родилась и выросла в Басманном районе, училась в Москве, Бремене и Линце. В настоящее время проживает в Вене. Для арт-исследования “Басманный палимпсест” Елизавета работала со звуковым ландшафтом района. На лекции она расскажет про свой опыт, а также про то, что такое звуковой ландшафт, полевые записи, про важные этапы, имена и композиции этого направления. А если будет техническая возможность — сыграет небольшой концерт.
Выставка и публичная программа к ней подготовлена в рамках проекта “Город как высказывание. Басманный палимпсест”. Проект реализуется РОО ЭКО “Слобода” при поддержке Фонда Президентских Грантов.