Хохлы — именно так в XVII веке называли небольшой район на территории Белого города Москвы. Здесь, вблизи гетманского посольства, селились выходцы из Левобережной Украины, и, в частности, Запорожской сечи.
Для начала разберемся в местной топонимике. Словом «хохол» в Московии называли запорожцев, выбривавших голову и оставлявших только одну прядь волос – хохолок, также именуемый оселедцем или чубом. В свою очередь, Украина на протяжении всей истории называлась Малороссией (в пару к соседям – Белороссии и Великороссии). Теперь становится понятно, откуда появилось и название соседней улицы – Маросейка (сокращенная Малоросейка), на которой стояло торговое представительство. Со временем ее жители ассимилировались в древней столице, а слобода как таковая перестала существовать. Сегодня о той поре напоминает только топонимика и несколько старинных зданий, благодаря которым можно представить, как выглядела эта местность более 300 это лет назад.
И это не единственное место в Москве, где компактно селились представители разных народов и вероисповеданий. Мы уже много раз говорили о Немецкой слободе, где свой новый дом обрели выходцы из европейских стран. На берегах речки Пресни со времен Петра I селились грузины – об этом напоминают Большая и Малая Грузинская улицы, а также храм, где службы до сих пор идут на языке царицы Тамары. Мусульмане предпочитали жить в Замоскворечье, в Татарской слободе – здесь расположена старейшая в городе мечеть. Множество иудеев проживало рядом с Кремлем в историческом районе Зарядье. А, к примеру, у русских-старообрядцев было даже несколько районов, со своими домовыми молельнями – в районе Шаболовки, Переведеновки, а самая большая община располагалась за Рогожской заставой. Тут тоже есть улица с характерным названием – Старообрядческая.
Постепенно кварталы теряли свою аутентичность, и границы между горожанами размывались… Но в начале XX века в городе образовалось новое землячество – ассирийское. Вместе с армянами и другими христианами они стали жертвой гонений со стороны турецких властей – и так малочисленный народ оказался буквально на грани исчезновения. Одним из направлений миграции стала Россия… Для новых граждан, которые не говорили на русском языке, власти нашли работу – чистка и ремонт обуви. Беженцы селились в Москве общинами, и самая большая из них была в районе Тишинки. Тут и сегодня есть так называемые «ассирийские дома», в которых еще помнят национальные праздники с застольями прямо во дворах многоэтажек.
На арт-карте музея Басманного района вы найдете еще больше картин современных художников, привязанных к определенным геотегам. Заглядывайте!
Текст: Фёдор Дядичев
Картина: Хохловский переулок. Автор: Искандер Улумбеков
Публикация является частью проекта “Музей шаговой доступности”. Проект реализуется РОО ЭКО “Слобода” при поддержке Фонда Президентских грантов в сотрудничестве с программой ТС “Пятёрочка” “Забота о сообществе”. #музейшаговойдоступности