Лялин переулок

Есть в названии Лялиного переулка, что такое домашнее, уютное. Но прогулка по улице милым путешествием не покажется – это настоящий квест по архитектурным стилям и эпохам, который предстоит пройти каждому, если, конечно, захотеть.

Но начнем с названия – к лялькам-деткам оно никакого отношения не имеет. Имя переулка было дано по одному из местных домовладельцев, Пимену Лялину, простолюдину, который приглянулся императрице Елизавете, за что был возвышен, получил звания, земли и должность камергера при императорском дворе.

Лялина площадь. Фото: А.Слюсарев, 1984 –1989. Источник: pastvu

Вообще, облик переулка определяют доходные дома, большинство из которых было построено на рубеже XIX-XX веков. Но встречаются и небольшие уютные усадьбы, особенно в самом начале, у Покровки, где, благодаря изгибу улицы, можно почувствовать себя в классическом «старом городе». Но главная местная достопримечательность – это Лялина площадь, московские «пять углов». Тут представлено большинство стилей столичной архитектуры. Перечислим по порядку. Ампир – усадьба Попова-Елагина (Лялин пер., 10/14). Эклектика – вычурная многоэтажка архитектора Павла Заруцкого (Лялин пер., 7/2) и простенькие кирпичные доходники (Малый Казенный пер., 1 и Большой Казенный пер., 1/2). Модерн – величественный доходный дом работы Ольгерда Пиотровича (Лялин пер., 8с1). Сталинский классицизм – типовая школа (Лялин пер., 12с1). Брежневский стиль – «башня» для советских летчиков (Большой Казенный пер., 4). Лужковский стиль – бетонный монстр с вентфасадами (Малый Казенный, 3). Фуф, вроде всё.

Доходный дом Штейна. Архитектор — Ольгерд Густавович Пиотрович. Автор: А.Фролов. Источник: pastvu

Еще одна определяющая часть нашей улицы – Библиотека №18 им. Жуковского и памятник поэту. Как же связан учитель Пушкина с этим местом? Да никак. Читальня получила его имя только в 1982 году, в честь 200-летия Василия Андреевича, а бюст по соседству поставили в 2008-м, к 225-летию автора.

Памятник Жуковскому у библиотеки

В самом конце переулок упирается в массивный особняк зеленого цвета – это усадьба Морозовых с потрясающей красоты лепниной. Главный дом был построен в 1879 году архитектором Михаилом Чичаговым, автором здания Театра Корша в Богословском переулке и особняка Алексеевых на Пречистенском бульваре. В 1900 году декором интерьеров занимался Федор Шехтель, а панно на тему «Фауста» для приемной и кабинета писал Михаил Врубель. Последний владелец особняка Алексей Морозов не стал промышленником — его главной страстью было коллекционирование антиквариата. После революции Морозов поселился в двух комнатах своего бывшего дома, став хранителем бесценного собрания, которое впоследствии было распределено по музеям.

Интерьер особняка Морозова? 1900-1905. Фото: pastvu

Еще больше узнать о районе можно на еженедельных бесплатных прогулках по Басманному от музея Басманного района. Подробнее.

Текст: Фёдор Дядичев

Картина: «Лялин переулок». Автор: Ельницкая Вера

Публикация является частью проекта “Музей шаговой доступности”. Проект реализуется РОО ЭКО “Слобода” при поддержке Фонда Президентских грантов в сотрудничестве с программой ТС “Пятёрочка” “Забота о сообществе”. #музейшаговойдоступности