Состоялась экскурсия в Научно-мемориальный музей Н. Е. Жуковского (ЦАГИ)

Состоялась экскурсия в Научно-мемориальный музей Н. Е. Жуковского (ЦАГИ)

Ура! В рамках #ключи_басмании мы повторили нашу экскурсию-хит в святая-святых отечественной авиации — музей Н. Е. Жуковского. 

Улица Радио, дом 17… Сегодня здесь фантастическая по широте и объему демонстрация всей отечественной авиации — от первых попыток человека подняться в небо и расчетов на бумаге до изумительных по красоте, идеальных по конструкции, совершенных моделей «железных птиц». Но когда-то этот дом служил совсем иным целям. Построенный в конце XVIII века он часто менял хозяев, и многое успел повидать. Здесь располагались и склады товаров, и мясная лавка, и галантерея, и даже трактир. Только в 1914 году здание будущего музея профессора Н.Е. Жуковского немного приблизилось к истинному своему предназначению, и двухэтажный каменный особняк стал общежитием и учебным помещением для летчиков с теоретических курсов авиации при Московском императорском техническом училище, которыми руководил Н.Е.Жуковский. Знаменитая Военно-инженерная академия имени Жуковского — преемница этих курсов. 

Ученый решил не останавливаться на временных занятиях и в 1918 году обратился в Высший Совет Народного Хозяйства с просьбой «о разрешении занять дом для работ Научно-технического отдела аэрогидродинамической секции». Одновременно началась «разработка практического проекта учреждения Центрального Аэрогидродинамического Института, проекта положения о нем и порядка развертывания его работы». Так определилась судьба дома, и особняк № 17 по улице Радио стал первым зданием ЦАГИ. Здесь зародилась авиационная наука нашей страны. Здесь молодые и безудержные инженеры и авиаконструкторы делали свои первые попытки в проектировании и дизайне планеров, аэросаней, самолетов. В это же время они ставили опыты и пытались решать все попутно возникающие задачи — от вопросов гидравлического удара в водопроводных трубах до движения пятен на Солнце. Они упоенно работали и совершено не задумывались над тем, что спустя несколько десятков лет спроектированные ими самолеты составят почти весь авиационный парк советской России, что скульптуры с их изображением украсят города Родины, что их именами будут называть улицы, их квартиры превратятся в музеи, а их профессор станет «отцом русской авиации».

В этом здании Н.Е.Жуковский подарил своим ученикам знания и силу, а России — десятки выдающихся умов и возможность парить над облаками. С.А. Чаплыгин, А.Н. Туполев, Б.С. Стечкин, А.А. Архангельский,  Б.Н. Юрьев, В.П. Ветчинкин и многие другие создатели и последователи отечественной науки и передовой авиационной техники работали здесь, в московском особняке на улице Радио. Поэтому не удивительно, что именно это строение было выбрано в качестве мемориального комплекса. Постановление Совета Министров СССР «Об увековечивании памяти Н.Е. Жуковского и к 100-летиюсо дня его рождения» вышло в 1947 году, а 1956 г. состоялось торжественное открытие Научно-мемориального музея проф. Н.Е.Жуковского. В его создании активно участвовали верный ученик Жуковского, генеральный конструктор, академик А.Н. Туполев, академики С.А. Христианович и М.В. Келдыш и заслуженный работник культуры РСФСР Н.М. Семенова. Через два года после открытия у входа в здание был установлен бронзовый бюст Н.Е. Жуковского работы скульптора Г.В. Нероды.

Музей вобрал в себя всё, начиная от подлинников теоретических работ самого Н.Е.Жуковского до моделей современных гражданских самолетов и истребителей, от макетов первых аэродинамических труб до моделей ракет и искусственных спутников Земли, от старинных фотографий, картин и скульптур гениев российской авиации до акварельных этюдов и масляных автопортретов знаменитого летчика Андрея Юмашева. В то же время дом-памятник и внешне, и внутренне сохранил свой старомосковский облик, в нем до сих пор чувствуется дыхание авиационной науки начала XX века, созданной русскими инженерами и конструкторами, энтузиастами и первооткрывателями, представителями богатейшей российской истории и культуры.

Итак, увидеть собственными глазами, как рождалась и эволюционировала «летающая» Россия, прикоснуться к таинству необычайных исторических открытий, судьбоносных решений и эпохальных достижений авиационной науки и техники, ощутить величие времени, когда мысль о полете была еще дерзкой и загадочной, можно в шести залах Научно-мемориального музея имени профессора Н.Е. Жуковского.

В первом из них собрана уникальная научная биография Н.Е. Жуковского. Большинство из работ — подлинные собрания, опубликованные в позапрошлом и начале прошлого века. В то время труды Н.Е.Жуковского были настоящим прорывом в авиационной науке не только на Родине, но и за ее пределами. Многие из его сборников переведены и изданы за границей.

В этом зале в глаза бросается обстановка: вековые фотографии, развешенные по всему ее периметру, письма Н.Е.Жуковского к матери и сестре и важные исторические документы, бережно хранящиеся в специальных стеклянных витринах. В этой комнате трудились будущие гуру российской авиации. Никому еще не известные молодые слушатели курсов Н.Е.Жуковского сидели за этим столом, на этих стульях. Сидели и творили, совершали великие открытия.

Четыре последующих зала пошагово знакомят нас с созданием научно-экспериментальной аэродинамической базы в России, организацией и первыми годами работы ЦАГИ, знаменитых рекордных перелетов 30-х годов прошлого века экипажей В.П. Чкалова и М.М. Громова, а также положением института и всей советской авиации в предвоенные годы и в период Великой Отечественной войны. В последнем зале в плотные ряды выстроились стремительные машины эпохи развития реактивной авиации.

Всего в музее хранится более 50 тысяч экспонатов: документов, фотонегативов, модели практически всех российских самолетов, вертолетов, планеров, первых ракет, макеты искусственных спутников Земли (в том числе и первого из них), космических кораблей, модели авиационных и ракетных двигателей. Есть и настоящие шедевры, которые можно увидеть только здесь: подлинный планер Отто Лилиенталя, приобретенный Н.Е. Жуковским во время поездки в Германию в 1895 г., модель самолета «Илья Муромец» знаменитого авиаконструктора И.И. Сикорского, изготовленная на Русско-Балтийском заводе в 1915 г., и плоская аэродинамическая труба, построенная еще в 1909 году в Императорском техническом училище под руководством А.Н. Туполева по указанию Н.Е. Жуковского.

Научно-мемориальный музей Н.Е. Жуковского является незаменимым местом встреч деятелей отечественной авиации. Здесь проводятся выставки, лекции, вечера памяти и юбилеи, и многое другое.

Leave a comment

Send a Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *