Звуки Басмании: как это было

Как звучит город? Что его звуки могут рассказать о нас с вами? И как можно работать со звуковым ландшафтом города? Именно этим вопросам был посвящен проект Музея Басманного района «Звуки Басмании», где звуки и ритмы городского пространства легли в основу «живой» музейной коллекции современного искусства и культуры. Об итогах проекта мы расскажем в этой статье.

Музей Басманного района — необычный музей под открытым небом, в котором экспозицией становится вся территория Басманного района. Музей создается силами местного сообщества и сохраняет, исследует и интерпретирует наследие районаа, хранящееся в коллективной памяти его жителей.

Проект «Звуки Басмании» был запущен Музеем Басманного района летом 2023 года при поддержке Благотворительного Фонда Владимира Потанина в сотрудничестве с Институтом Звукового Дизайна, Московской Шумовой Мануфактурой, библиотекой им. Некрасова, галереей «Граунд Солянка» и Российским государственным архивом фонодокументов.

Проект состоял из взаимосвязанных элементов:

  • полевое и архивное звуковое исследование, проведенное совместно с Институтом Звукового Дизайна,
  • интерактивная онлайн-карта звуков района, на которую были нанесены результаты исследования — найденные и произведенные полевые записи современных и исторических звуков Басманного района,
  • цикл просветительских встреч на разных площадках Басманного района,
  • цикл просветительских статей о разных аспектах звуковых ландшафтов и аудиальной культуры города,
  • концерт-аудиовизуальный перформанс с музыкой, созданной Московской Шумовой Мануфактурой из полевых записей,
  • звуковая инсталляция и видеоарт, сопровождавшие перформанс,
  • онлайн-выставка, на которой представлены результаты проекта — исследование, звуковая карта, творческие материалы.

Исследование и онлайн-карта

В течение 8 месяцев креативный партнер проекта Институт звукового дизайна исследовал звуковые ландшафты района: студенты и сотрудники Института работали с архивами, брали интервью у жителей, записывали звуки города в разные времена года и проводили видеосъемку наиболее интересных звуковых мест района.

А по итогам исследования была создана онлайн-карта звуков Басманного района Москвы: прошлого и настоящего. Звуки с нее, записанные в рамках проекта, теперь доступны для свободного использования музыкантами и художниками.

Просветительские встречи

В рамках проекта было проведено 12 познавательных встреч на любой вкус: от связи истории джаза и крупных городов до звукового насилия в городе.

Записи каждой встречи доступны онлайн, ну а мы поделимся подборкой из пяти самых ярких лекций.

Звуковая среда: что такое акустическая экология

Кандидат географических наук Виктор Матасов рассказал об истории развития акустической экологии, об основных понятиях и направлениях этой области знаний, как в наши дни можно изучать звуковую партитуру природных и культурных ландшафтов, а также затронул текущие исследования как в городах, так и в сельской местности.

Мифология джаза: от зарождения до музыкальных экспериментов в городе

Музыкант, продюсер, автор программы «Ритмы» на радио «Джаз» Анатолий Айс поведал, как разнообразная городская культура, социальные перемены и миграция населения способствовали слиянию различных музыкальных традиций, в результате чего возник джаз.

Звуковое насилие: как защитить свое личное пространство от городских шумов

Философ и городской исследователь Ксения Майорова рассказала про различные виды «звукового насилия», о том, как научиться его распознавать и защищаться от его разрушительных проявлений, а также дала несколько советов о том, что нужно делать, чтобы самим не стать звуковым раздражителем.

Звучащий город: как архитектура влияет на акустическое пространство

На лекции акустического инженера Николая Ефремова мы поговорили об основных принципах городской акустики: выяснили, как различные типы зданий и городских пространств влияют на распространение звука, обсудили проблемы шумоизоляции и звукопоглощения и узнали, как сделать так, чтобы помещение радовало не только глаз, но и слух.

Книга тишины. Звуковой образ города

На встрече с музыкантом и и звуковым художником Петром Айду мы обсудили труд писателя и музыковеда Сергея Юрьевича Румянцева «Книга тишины. Звуковой образ города». Книга стала настоящей «слуховой биографией» — мемуарами о личном (и не только) звуковом опыте.

Паблик-ток про звуки города и творчество

Если вы интересуетесь музейным делом, то вас может заинтересовать паблик-ток «Звуки города как основа для творческих практик», который прошел 18 мая в Центре Гиляровского.

Как работать с пространством звука в музейных экспозициях? Зачем записывать шумы города? Как музей может работать с незрячей аудиторией? Заменят ли нейросети композиторов? Эти и другие вопросы мы обсудили с экспертами- представителями культурных институций.

Наталья Потапова, директор музея «Огни Москвы», рассказала про проект «Душа города», где звуки города играли ведущую роль при проведении экскурсий для незрячих и слабовидящих людей. А музыкант Петр АЙду рассказал про создание тифлооперы «Сарматский бестиарий», где переосмысляется устоявшаяся техника тифлокомментирования — описания произведений искусства для незрячих.

Эксперты из музейной сферы поделились, как звуки могут дополнять и вносить новые смыслы в выставочные проекты. Так куратор выставки «Пресня: выставка моей памяти» в Центре «Зотов» Анна Замрий рассказала про работу с акустическими ландшафтами столицы в музейных экспозициях. Руководитель отдела просветительских и инклюзивных программ Музея-заповедника «Казанский Кремль» Дарья Муратова поделилась, как художественными средствами можно воссоздать звучание прошлого и завлечь посетителей в самые дальние уголки музея. А визуальный антрополог и сооснователь студии «Gonzo: Research&Art» Ксения Диодорова поделилась, как голос человека может передать атмосферу места.

Кроме того, на конференции рассматривался вопрос влияния современных технологий на аудиальную культуру. Арт-директор Санкт-Петербургского музея звука Дмитрий Шубин рассказал о проблемах картографирования звуков, Василий Филатов, основатель Института звукового дизайна, заострил внимание на проблеме звукового дизайна в эпоху нейросетей. А директор сообщества soundartist.ru Виталина Стрекалова поделилась, как можно организовать фестиваль, даже если все его участники находятся в разных точках мира.

Статьи

Дополняя и расширяя публичную программу, ведущие встреч, звуковые исследователи и музыканты в течение года написали серию популярных статей о различных аспектах звуковой культуры города. Прочитать их можно в подборке.

С помощью статей мы обрисовали широкое поле различных подходов к городским звукам, от акустической экологии до звукового насилия , от истории звуков нашего района до большого материала об архиве фонодокументов, расположенного в Басманном районе.

Онлайн-выставка

Подытоживает проект онлайн-выставка, созданная куратором Анной Д. Берниковой и дизайнером Талой Никитиной. На выставке вы узнаете, как изменялся звуковой ландшафт Басманного района на протяжении веков и какие звуки кажутся особенными нашим соседям, услышите полевые записи, созданные на протяжении целого года и увидите, как звуки города могут стать основой для творчества.

Выставка включает четыре раздела — «Звуки моего района», «Звуковая карта», «Звуки Басманного сквозь века», «Эхо Басмании».

«Звуки моего района» — коллекция интервью с жителями района, в которых они рассказывают о своих любимых звуках, связанных с окружающими их улицами.

В разделе, посвященном звуковой карте, помимо самой карты есть история ее создания и небольшие видео процесса записи звуков для нее, созданные Институтом звукового дизайна.

Раздел «Звуки Басмании сквозь века» был разработан при содействии исторического консультанта Олега Фочкина. Как звучала Москва восемь столетий назад? Что было на месте Басманного района в то время? Когда начался бурный рост данной территории? Как изменил звуковую картину бурный ХIX век? Какие звуки стали контрапунктами важнейших исторических событий, сотрясших не только Басманный район, но и всю Москву, и весь мир в ХХ веке? Обо всем этом вы узнаете в данном разделе выставки. Кроме того, здесь можно послушать художественные реконструкции звуковых ландшафтов XIV-XVI вв, XVII-XVIII вв, XIX в и разных периодов XX века.

Раздел выставки «Эхо Басмании» посвящен одноименному перформансу Московской Шумовой Мануфактуры.

По итогам проекта также был создан видеоролик

Эхо Басмании

В рамках проекта мы пригласили музыкантов, звуковых и видеохудожников из коллектива «Московская Шумовая Мануфактура» создать оригинальное аудиовизуальное произведение. Итогом их работы стал аудиовизуальный перформанс «Эхо Басмании», который прошел 18 мая на площадке Центра творческих инициатив «Фабрика». Перформанс был создан на основе собранных в течение года записей и сгенерированных аудиальных материалов, и представляет собой портрет района в динамике, эмоциональную звуковую картину, творчески интерпретированную звуковыми художниками, музыкантами и перформерами.

Московская Шумовая Мануфактура — свободный коллектив экспериментальных музыкантов, медиахудожников, перформеров, занимающийся исследованием границ восприятия звука и шума как эстетического феномена. Состав участников носит динамический, спонтанный характер и варьируется от мероприятия к мероприятию, в коллективе принимают участие до 30 разных исполнителей из Москвы. Выступления участников разнятся от концертов экспериментальной электроники и импровизационной музыки до концептуальных аудиовизуальных перформансов.

Коллектив вырос из существующего с начала 2000-х годов сообщества экспериментальных шумовых музыкантов, в 2021 году объединившихся для консолидации московских экспериментальных проектов.

Для подготовки перформанса участники Мануфактуры использовали записи, созданные студентами Института Звукового Дизайна, а также сами провели «вылазки в поле» и записали множество звуков в Басманном районе, используя разнообразные технологии. Помимо специализированных микрофонов для полевой записи использовались пьезозвукосниматели, которые позволяют записывать колебания поверхностей, геофон, который регистрирует низкочастотные колебания грунта и других твердых объектов, электромагнитные звукосниматели, которые преобразуют электромагнитные волны в звуковые колебания. Таким образом музыканты озвучили неслышимые обычно колебания окружающего мира.

Участники Московской Шумовой Мануфактуры также взяли серию интервью у жителей района о том, какие звуки ассоциируются у них с Басманным и как менялся звуковой ландшафт района со временем. Звуки, которые упоминали жители, были реконструированы, ресинтезированы или найдены в библиотеках и архивах.

Эта коллекция звуков легла в основу музыкального произведения, состоящего из четырех частей: многоканальной пьесы, написанной для звуковой инсталляции, а также трех импровизационных выступлений участников Мануфактуры. Звуковая инсталляция состояла из четырех конструкций из цепей и водосточных труб, подвешенных в зрительном зале. В каждую конструкцию были вмонтированы вибродинамики (таким образом, сами трубы становилась своеобразным динамиком). Резонансы в металлических трубах придавали особый окрас воспроизведенному звуку. По трубам на зрителей «лились» потоки звуков Басманного района и нарезки из речи жителей района — тех самых интервью.

В импровизационной части перформанса три участника Московской Шумовой Мануфактуры — Георгий Орлов-Давыдовский, Тала Никитина и Егор Ефремов — представили три разные интерпретации одной звуковой библиотеки. Ассоциативный монтаж из полевых записей, реконструкций и архивных звуков различных исторических периодов, связанных с историей района и личным опытом его жителей сплетался в звуковые картины в трех контрастных личных стилях музыкантов, от дроун-эмбиента до ритмичных электронных нарезок. Особый эффект погружения обеспечивался многоканальным звуком: четыре основных канала и четыре звучащих инсталляции погрузили посетителей в объёмный звуковой ландшафт.

Видеохудожники Камила Юсупова и Лев Салахов создали видеоарт, сопровождавший концерт. Для него они Камила провела 3D-сканирование и видеосъемку некоторых локаций района. А перформер Ксения Никитина представила пластическую интерпретацию ритмов и движений улиц и жителей района.

В сборе материалов для создании звуковой инсталляции приняли участие:

Студенты Института Звукового дизайна: Михаил Кузубов, Даниил Горбачев, Дарья Родионова, Евгения Ежова,Евгений Объедкин.

Мастерская Эльдара Ганеева «УНОВИС»: Тимофей Максимов, Катерина Шафир, Мария Комова, Татьяна Тапуть, Алла Мезенцева, Надежда Богомолова, Елена Асеева, Илья Харт, Юрий Чернышев.

Мастерская Юлии Баранюк «Нестабильные Ландшафты»: Анна Брандуш, Инна Котова, Алёна Колман, Ира Feda, Алексей Минко, Дарья Кочеткова, Ирина Бабкина, Арсений Никитин, Варвара Мелентьева, Лилия Синельникова, Юлия Баранюк.

Ознакомиться со всеми итогами проекта можно по ссылке.

Об авторах:

Анна Д. Берникова, культуролог, куратор выставки «Звуки Басмании».

Егор Ефремов, культуролог, историк техники, научный сотрудник Музея криптографии, участник Московской Шумовой Мануфактуры.

Статья написана в рамках проекта «Звуки Басмании» — совместного проекта Музея Басманного района и Института Звукового Дизайна, реализуемого при поддержке Благотворительного фонда Владимира Потанина.