Как и зачем поют птицы?

В предыдущей статье цикла мы рассказали про то, как слушать птиц, узнали, что такое бёрдводчинг и посмотрели хит-парад самых характерных птичьих песен Басманного района. А сегодня пойдет речь о том, как птицы издают звуки, для чего им это нужно, и как человек использует знания об этом.

Изображение: freepik.com
Изображение: freepik.com

Как поют птицы

Птицы любят петь рано, как бы приветствуя утро. Есть даже такое явление – рассветный хор птиц (dawn chorus). Более того, в первое воскресенье мая проводится Международный день рассветного хора (ещё один птичий праздник!). На заповедных территориях по утрам птицы могут устраивать замечательный концерт, или джем-сейшн, где соревнуются местные, пролётные и перелётные виды. Слушать его ещё интереснее, если знать, как различать голоса, так сказать, иметь «программку». Возможно, ради участия в таком утреннем концерте «наши» птицы и пролетают тысячи километров, от пышной природы Африки в скромные северные леса. Чем они издают эти замечательные звуки?

Люди музицируют гортанью, губами, руками. У птиц принцип совершенно иной. Голосовые связки отсутствуют, и звук производит нижняя гортань (syrinx), расположенная на развилке бронхов. Главную роль в ней играет козелок (pessulus) – небольшой вырост с окостеневшим центром и полулунной мембраной. Продувание воздуха через сиринкс вызывает вибрации тимпанальных мембран на стенках сиринкса и козелка. Специальные мышцы способны изменять натяжение мембран и диаметр просвета бронхов, что приводит к изменению издаваемого звука. Также вибрируют кольцевые хрящи, прилегающие воздушные мешки, и выросты сиринкса (буллы). Интенсивная прокачка воздуха и вибрация вызывают пересыхание, поэтому мембраны смазываются гелеобразующим муцином, который секретируют бокаловидные клетки (гоблеты). Причём производить муцин надо только в момент пения, в оптимальном количестве, иначе глотка забьётся. Здесь очень важна регуляция, точная работа нервных центров. Мышцы левой и правой ветви сиринкса модулируют вибрации независимо, поэтому птица может издавать одновременно несколько звуков. У птиц со сложной песней высоко дифференцированные мышцы шеи совершают интенсивную работу, изменяя меняя конфигурацию всех структур. Как будто трудится талантливый волынщик.

В предыдущей статье цикла мы рассказали про то, как слушать птиц, узнали, что такое бёрдводчинг и посмотрели хит-парад самых характерных птичьих песен Басманного района.-2

Надо учесть, что «птичье пение» обеспечивается не только горлом, но и всем телом: работают сиринкс и лёгкие, резонируют воздушные мешки и полые кости, изменяется кровоток, двигаются крылья и челюсти, лапки сжимают ветку, и всё это координируется мозгом, той самой «горошиной». Его слуховой анализатор тоже активно работает, особенно на этапе обучения.

Если самец токует, то издавая брачные звуки, совершает некий «танец», порой сложный и причудливый. Певучие птицы тоже немного «пританцовывают». Например, каменка приседает и покачивает хвостом. Теньковка покачивает головой и всем телом. А самый благозвучный наш певец – соловей – энергично работает нижней челюстью, причём в разных «коленах» песни эта механика заметно различается. Зато речной сверчок, с его монотонной трескучей песней, просто сидит и открывает рот – его поведение на порядок проще. Это можно пронаблюдать на видео орнитолога Василия Вишневского:

Неголосовые звуки

Птицы издают громкие звуки не только горлом. Сойка пощёлкивает клювом между руладами, аист клювом громко трещит, а фрегат ещё и усиливает треск резонатором. Тетерев оглушительно хлопает крыльями, гоголь свистит маховыми перьями, дрофа топает ногами, ворона скрежещет когтями о твёрдую поверхность, дятел барабанит по дереву, бекас «блеет» хвостовым оперением в полёте, колибри жужжит, а корольковый манакин сопровождает танец кастаньетным щёлканьем. Чемпионы по громкости здесь, вероятно, дятлы, которые стараются подыскать барабан погромче. Их дробь в зимнем лесу бывает слышна за километр.

В английском языке для неголосовых звуков используется термин sonation, но в русском он сливается с «санацией». Неголосовые звуки активно участвуют в коммуникации, и наполнены определённой логикой. Дрофа не просто топает, а показывает, что у неё мощные ноги и внушительный вес. Аисты на гнезде не просто гремят клювами, а дают всем знать, что клюв этот – длинный, острый и опасный, а птица огромная: не лезь! Дикий гусь громко хлопает крыльями, чтобы продемонстрировать боксёрские способности: ударом костного шипа на сгибе крыла гусь может выбить глаз волку. Колибри гудят в полёте, усиливая эффект мимикрии: насекомое принимает эту птичку за безобидного бражника – и попадает в её клюв. Залетевшая в лоджию синичка производит шум не только потому, что пытается выбраться: это трепыхание является сигналом тревоги для собратьев.

Мы много говорим про пение птиц, однако неголосовые звуки и акустические проявления жизни – вовсе не второстепенная тема. За всю свою жизнь птица редко слышит видоспецифическое пение, но круглые сутки окружена звуками сонации и жизненных звуков. Птица постоянно слышит шумную активность нейтральных соседей, врагов, конкурентов, жертв, сородичей, но главное – себя самой. Её мозг постоянно анализирует смысл этих звуков, подстраивая поведение. Наконец, птица слышит отражение звуков от разнообразных поверхностей, что помогает ориентироваться при быстром полёте, спасаться. Известно, что пещерные гуахаро и саланганы используют низкочастотную эхолокацию. Однако и у стрижей визгливые крики отражаются от объектов в тихой высоте, помогая уклоняться от столкновения с собратьями и обнаруживать летящих насекомых. Исследования с шарами-зондами показали, что мигрирующие птицы могут слышать звуки за много километров, и использовать эхо от земной поверхности для ориентации. Отчасти поэтому они издают призывные крики при ночных перелётах. Но главное их назначение – сплачивать стаю сородичей.

Воспринимая жизненные шумы сородичей: звуки поклёвки, охорашивания, перепархивания, тревожного взлёта, птица присоединяется к соответствующему их поведению. В городе оценить это можно наглядно, если наблюдать со скамейки за голубями. Они постоянно «гуляют и гулят» – ходят, кивают головой, урчат и поклёвывают грунт. Сопровождающих это поведение звуков почти не слышно, но в закрытом и тихом помещении можно понять, что они существенные. Голубь ближе к источнику звуков, и воспринимает их, как фон для спокойного добывания пищи. Порой кто-то перепархивает, но без паники. Если же кто-то взлетел в испуге, то громко хлопает крыльями, вспугивая соседей. Возникает «овация», заставляющая взлететь всю стаю.

Городские объекты тоже издают звуки: транспорт гремит, газонокосилки жужжат, люди шумят, здания и провода гудят на ветру. Дикие птицы воспринимают эти шумы как своеобразную сонацию, как акустические проявления дискомфорта, угрозы, атаки крупных «полуживых» объектов. Это нарушает нормальное поведение, выпугивает птиц. Городской шум – это фактор, поддерживающий синантропных птиц – таких, как вороны, галки, воробьи. Они сами шумят, как город, постоянно и неблагозвучно, и тем самым поддерживают своеобразный «акустический иммунитет» и вписываются в ландшафт. Впрочем, тема городской экологии птиц неизмеримо сложнее, и требует отдельного разговора.

Вообще вокализация птиц – необъятная область знаний, где приходится углубляться в вопросы функциональной анатомии, физиологии, нейробиологии, генетики, этологии, биоакустики, акустической экологии, нормы и патологии. Дополнительную сложность ей придают аспекты эволюции и систематики птиц – ведь у каждого таксона своя специфика вокализации. Зачастую близкие виды, подвиды и даже популяции поют совершенно по-разному. Кроме того, надо учитывать и гуманитарные аспекты, ведь птицы (с их голосами) вписаны в человеческую культуру, искусство, а также в среду обитания. Наконец, акустика птиц встроена в человеческие практики, в технику и экономику.

Птицы и экономика. Отпугивающие звуки

Но какая связь между птичьими голосами и экономикой? При чём здесь техника? Оказывается, птиц надо систематически отпугивать: от аэродромов, сельхозугодий, памятников архитектуры, чтобы избежать значительного ущерба и катастроф. И проще всего делать это звуком, когда биоакустические установки генерируют сигналы (акустические репелленты), похожие на тревожные крики птиц и крики хищников.

При крупных аэропортах обычно работает целая орнитологическая служба, устанавливаются пропановые пушки и акустические установки, имитирующие звуки выстрелов, зеркальные шары, ультразвуковые и лазерные отпугиватели, противоприсадочные сети и шипы, ловушки, пугала, телеметрическое оборудование, датчики слежения и другие средства, кто во что горазд. Получается, что выражение «из пушки по воробьям» не абсурдно – так делали и делают. В аграрной сфере давно используются фейерверки и пушки, статичные и динамичные пугала, воздушные змеи и шары, акустические отпугиватели, хищные птицы и собаки. Птичий помёт и когти разрушают различные поверхности, от автомобилей до мостов и памятников. Приходится отпугивать птиц и от крыш, и от стен высотных сооружений – чтобы не врезались в небоскрёбы и башни, в лопасти ветряков и вентиляционные системы. Если суммировать подобные проблемы и затраты по всему миру, они огромны. Причём птицы быстро привыкают игнорировать фальшивые угрозы, и даже собираются у акустического репеллента. Поэтому сигналы надо менять, меры отпугивания усложнять, изобретать что-то новое.

Ещё в незапамятные времена люди придумали антропоморфное пугало. Оно даже стало персонажем сказок, например, японского мультфильма «Ходячий замок». Также они изобрели фонтанчик содзу (или shishi-odoshi), где бамбуковая трубка набирает воду, а затем выливает её с громким стуком, отпугивая копытных и птиц, желающих поклевать огород. Бывает в этой области и хай-тек. В 2013 году Джон Свэддл и Марк Хиндерс из Колледжа Уильяма и Мэри запатентовали новый метод отпугивания птиц с помощью умной звуковой сети «Sonic Net». Она издаёт т. н. «цветной шум», негромкий, но направленный, который мешает птицам общаться, обескураживает их и заставляет покинуть территорию. Так как окрас шума в системе всё время меняется, к воздействию «Sonic Net» птицы привыкнуть пока не могут, но и не страдают от её применения.

Все эти методы основываются на анализе и классификации птичьих звуковых сигналов, их функций и влияния на поведение птиц.

Типы сигналов

Есть целый ряд подходов к изучению вокализации птиц. Биоакустика изучает звуки животных с позиции физики и биологии. Экология звукового ландшафта (или акустическая экология) исследует акустические отношения в экосистеме, в том числе взаимодействие звуков живых организмов (биофония), абиотических звуков (геофония) и антропогенных звуков (антропофония), акустические ниши, шумовое загрязнение и охрану звукового ландшафта. Значительное внимание там уделяется воздействию антропогенного шума на птиц. Биомузыка включает пение птиц и китов в музыкальные композиции. Музыкальная орнитология (как часть зоомузыкологии) занимается исследованием вокализации птиц как музыки, влиянию на композиторов, получением и изучением сонограмм, коллекционированием голосов птиц, их идентификацией и классификацией – по разным критериям. Проще всего подразделять вокализацию птиц на песни, позывки и крики. Обычно при описании языка птиц охотниками и натуралистами выделяют 5 главных типов звуков: призыв, песня, территориальный сигнал, ухаживание и тревога.

Александр Мальчевский, крупный орнитолог и декан биолого-почвенного факультета ЛГУ, в 1960-70-х исследовал акустику птиц и собрал выдающуюся фонотеку. Он предложил типологию сигналов*, которую можно свести к следующему списку:

Призывные сигналы: призывный крик; перекличка; сигнал сбора птенцов; весенняя демонстративная песня (маркирует территорию); ухаживательная тихая песня (адресована самке рядом); призывный брачный крик (выражает готовность к спариванию, как «лай» самца кукушки, услышавшего «хохот» самки); призыв к спариванию; призыв к смене дежурства у гнезда.

Пищевые сигналы: предложение пищи самцом; выпрашивание пищи самкой; призывный крик птенца; выпрашивающий крик птенца; стимулирующий пищевой сигнал (одобрение после угощения); подзывание к найденному корму.

Защитные сигналы: ориентировочное беспокойство (предупреждение об отдалённой опасности); демонстративная тревога; замаскированная тревога (спрятаться и предупредить); сигнал тревоги у гнезда (как рюмящий свист зяблика); боевой клич (сигналы драки и травли сородича); отпугивание от гнезда или дупла; ложный крик ужаса (отводящий от гнезда); истинный крик ужаса (схваченной птицей); сигнал кукушечьей тревоги; инициация моббинга.

Сигналы специального значения: звуки медоуказчика, звуки эхолокации.

Весенняя демонстративная песня

То, что здесь названо весенней демонстративной песней птиц, радует наш слух (но может раздражать других птиц, как дерзкий вызов). Это сложный, разнообразный и устойчивый паттерн вокализации, который свойственен только «певчим птицам» – то есть тем представителям воробьинообразных, кто обладает особенно сложным голосовым аппаратом и вокальным поведением. Весенняя демонстративная песня певчих птиц выполняет несколько функций.

Можно предложить такой список:

  1. демонстрация генетического и физического здоровья, зрелости и силы (самец не боится и не устаёт горланить, а самку это не раздражает);
  2. маркировка территории («место занято»);
  3. привлечение самки на участок гнездования и добывания пищи;
  4. сплачивание брачных партнёров ради совместной защиты и выкармливания потомства;
  5. ориентир для партнёра, возвращающегося к гнезду;
  6. ориентир для молодых птиц, осваивающих полёт, чтобы возвращались на свой участок;
  7. ориентир для соседей, стабилизирующий экосистему («здесь богатый лес»);
  8. фактор импринтинга, обуславливающий привязанность к участку и возвращение после миграций;
  9. фактор популяционной связи и преемственности, передачи родственных традиций и локальных диалектов, сплачивания на уровне вида.

Заметим, что это лишь прагматические функции, а не доказанное объяснение эволюционных и физиологических причин. Первый пункт здесь самый важный. Певчие птицы проявляют необычайное упорство и выносливость. Например, пеночка в течение дня может пропеть около 5000 паттернов демонстративной песни, хотя это весьма затратно и рискованно. Фактор сплачивания подтверждается тем, что у многих птиц развивается антифоническая или синхронная вокализация партнёров (дуэтные крики), очерёдность пения у конкурентов, а также стремление перекричать, перещеголять соседа. Это называется эффектом Ломбарда (в 1909 году его открыл отоларинголог Этьен Ломбард) и используется, например, на соревнованиях зябликов и петухов. Но первыми-то были люди…

Пересмешники и говорящие птицы

Интересный для людей аспект – пересмешничество. В качестве пересмешников могут выступать скворцы, майны, сойки, пересмешки, камышевки, варакушки, дрозды-имитаторы Mimidae, певчие дрозды, птицы-лиры. Пересмешники не поют всё подряд, а дополняют основную песню подражаниями. При акустическом бёрдинге их легко перепутать, особенно если в дело вступает самый яркий наш пересмешник – скворец. Прилетев весной, скворец может свистеть дроздом, иволгой, чечевицей, пеночкой-весничкой, которые ещё не появились, а также мяукать кошкой, крякать, ржать, скрипеть вёдрами, булькать, в общем воспроизводить самые разные звуки, в том числе, слышанные давным-давно.

Зачем и почему скворец имитирует чужие звуки? Какие эволюционные, селективные преимущества получают имитаторы вообще? Надо поискать объяснения в экологии и зоопсихологии. Имитация чужих звуков выделяет особь как незаурядную, социальную, привлекательную для самки, то есть участвует в половом отборе. Но это не единственный фактор. Имитация также помогает птице вписаться в акустический ландшафт, привязывает к экосистеме. Имитируя отсутствующих в данный момент птиц, пересмешник делает свою экосистему более разнообразной и привлекательной для животных с развитым слухом, а следовательно, более устойчивой. Наконец, подражая другим птицам, пересмешник может вводить в заблуждение хищников и конкурентов. Всё это даёт селективное и экологическое преимущество.

Второй аспект имитации – зоопсихологический. Имитация у скворцов может отражать высокую социальность, стремление подражать, «открытость» восприятия. У воробьиных птиц видоспецифическая песня не может сформироваться без подражания. Птенцы слышат демонстративную песню самца (в первую очередь собственного отца), и сперва издают негромкое щебетание, затем простые паттерны – «подпесню», и на этой основе тренируют видоспецифичную песню, подслушивая зрелых певцов. Мастерство развивается лишь с годами.

У человека при переезде возникает состояние, характеризуемое как «избыток чувств», «волнующие воспоминания», желание освоить новые слова, перенять манеру речи. Возвращение на родину не оставляет равнодушной и птицу. Её поведение перестраивается радикально: тысячи километров самец летел и молчал, а теперь сидит и поёт. При этом перстраивается и перевозбуждается мозг (вплоть до заметного изменения массы), мобилизуются центры памяти, эмоций, мотиваций, включаются брачные инстинкты. Человек вспоминает детство, и скворец тоже перебирает памятные звуки.

Среди всех млекопитающих человек вероятно, наиболее похож на птицу. И птицы это по-своему понимают. Когда птица растёт в доме, как компаньон человека, она часто подражает речи и поведению хозяина (особенно при должном подкреплении). Так появляются «говорящие» птицы: скворцы, сойки, сороки, ворон, попугаи, канарейки, способные имитировать слова. Впрочем, это и не человеческая речь, и даже не «язык птиц». Это всего лишь этологические феномены, причём искусственные, то есть курьёзы. Птица подражает человеку, как птенец родителю, ставит себя на место человека.

Поставим и мы себя на место скворца, пытаясь понять его мотивы. Натуралисты, державшие дома скворца (Конрад Лоренц, Ян Линдблад и др.) писали, что это очень смышлёный питомец, который активно подражает звукам хозяина (буквально заглядывая ему в рот), и что ручной скворец скорее считает себя «человечком», нежели птицей. Скворцы действительно похожи на людей более прочих: оперение – как костюм, голоса стаи – как шум городских толп, а мурмурация – как передвижение по тротуарам. Вероятно, это один из факторов, помогающий объяснить, почему дикий (а на самом деле, синантропный) скворец подражает деревенским звукам и окрестным птицам. Или почему домашний попугай танцует, поёт и воспроизводит «слова» (а на самом деле, вокализацию хозяина). Птица желает этим развлечься, продемонстрировать свои таланты, проявить социальность. Такова её природа.

*Мальчевский А.С. О разнообразии и классификации звуков, издаваемых птицами // Русский орнитологический журнал. 2009. Т. 18. С. 1267-1311. Переиздание книги 1972 г.

Об авторе:

Егор Ефремов, культуролог, историк техники, научный сотрудник Музея криптографии, участник Московской Шумовой Мануфактуры

Статья написана в рамках проекта «Звуки Басмании» — совместного проекта Музея Басманного района и Института Звукового Дизайна, реализуемого при поддержке Благотворительного фонда Владимира Потанина.