К концу месяца пришла почта, и, среди квитанций и газет, обнаружили мы пожелтевшую от времени бумагу, а на ней, записки самого Феофана Прокоповича, где знаменитый богослов рассказывает о своей жизни:
«Вот, если сесть и записать всю мою жизнь – получится приключенческий роман. Ибо успел я и по миру поездить, и послужить во славу России, и вообще…
Я родился в Киеве и с раннего детства учился при монастыре – матушка с самого начала определила мое будущее. Такого образования естественно мне не хватило, и вскоре я отправился в Киево-Могилянскую академию. Первейшее по тем временам заведение. Учили тут тоже не плохо, но мало – требовалось еще. Поразмыслив, решил отправиться за знаниями в Европу. Но как это сделать, если нет ни денег, ни звания, ни покровителей.
Оказавшись на польской территории, я принял новую веру – униатство. Это такая смесь православия и католичества. А потом и стал монахом. Вот теперь-то все дороги были открыты. Пешком через полконтинента отправился в Ватикан, а по дороге слушал лекции в Лейпциге и Галле. В Италии же поступил в иезуитскую коллегию св. Афанасия, где отслушал полный курс. Казалось бы – стал бы чиновником, епископом, но нет – решил вернуться на родину.
Снова приняв православие, я в 1705 году стал профессором поэтики в родной «Могилянке». Так бы и закончилась не начавшись моя великая карьера, но выдался случай – на торжественном богослужении в Киеве в честь Полтавской победы я в присутствии царя-реформатора произнес блистательную речь. И сработало. Правда, ждать пришлось долго – только в 1716 году Петр вызвал меня, игумена Братского монастыря, к себе в Петербург и предложил заняться реформами. Дело в том, что церковь русская уже много лет была осиротевшей, после смерти патриарха Адриана, Государь так и не одобрил избрание нового. Моей задачей было грамотно переделать всю систему и рассказать народу, что именно так будет правильно. А то ведь можно и на бунт нарваться. Император захотел быть всеобъемлющим правителем страны, объединить светскую и духовную власть.
С самого детства я знал многие книги, поэтому написал множество трактатов, основанных на высказываниях древних, но больше всех, конечно, заимствовал из Священного Писания, Библии. Создавал предисловия и к переводам иностранных книг и даже к царским указам. Много я написал текстов, но наверное самый мой любимый посвящен грустному событию, смерти моего покровителя, Государя нашего. Когда я прочитал вот эти строки в соборе, то все заплакали: «Что се есть? До чего мы дожили, о россияне? Что видим? Что делаем? Петра Великого погребаем! Не мечтание ли сие? Не сонное ли нам привидение? Ах, как истинная нам печаль! Ах, как известное наше злоключение!».
Ох и не легко мне пришлось после. Многие хотели меня удалить от царской милости, но не вышло. Все, кто желал злого – отправились в застенки, спасибо дорогому Петру Толстому начальнику Тайной канцелярии. А мне досталась счастливая старость».
PS: В рамках проекта «Новые петровские ассамблеи» музей Басманного района рассказывает о традициях и личностях петровской эпохи. Текст с вниманием к историческим источникам написан Фёдором Дядичевым.