Сыромятнический гидроузел

Ох, сколько было планов, ах, сколько было разговоров. Что-то даже удалось построить! И ого-го! Это мы про грандиозный проект обводнения Москвы 1935 года, который, в отличие от плана реконструкции города, по большей части удался.

Согласно задумке, нестабильные реки Москву и Яузу хотели напитать волжской водой, а заодно решить сразу несколько проблем: повысить качество водоснабжения горожан, избавиться от наводнений и обмелений, создать новые грузопассажирские речные маршруты внутри города. Ценой за воплощение первых двух пунктов стали гибель десятков тысяч заключенных во время строительства канала «Москва-Волга», а также уничтожение сел и памятников архитектуры. Строители даже успели одеть столичные водные артерии в гранит, сделать несколько спрямлений и запустить маршруты по Москва-реке.

Но потом о проекте благополучно забыли, и несчастная Яуза осталась не у дел. Набережные – есть, причалы – есть, шлюз – есть, а вот кораблей нет. Собственно, наш Сыромятнический гидроузел – этакий атавизм сталинского проекта. Построили всего один, а должно было быть четыре. Зато какие шикарные павильоны – архитектура отсылает к греческим виллам, а сама конструкция почему-то ассоциируется с древними храмами на Ниле. Спасибо архитектору-конструктивисту Георгию Гольцу (автору проектов Гаража Совнаркома и Театра им. Моссовета), который следовал партийной линии и смело добавлял в строгие авангардные проекты мотивы ар-деко и неоклассики. Правда, любоваться красотой особо некому – жилых домов в округе мало да и туристические маршруты тут не проходят. Разве что комплекс может приглянуться пассажирам трамваев и водителям в пробках на местных набережных, которые оказались слишком узкими для такого трафика. Однако специальные корабли всё же бороздят Яузу и играются со шлюзом – это мусоросборные суда, которые не только собирают грязь с поверхности, но и регулярно очищают дно.

Текст: Фёдор Дядичев

Картины: серия «Сыромятнический гидроузел». Автор: Анна Фирстова

Фото: Сыромятнический гидроузел на Яузе, вид с Золоторожской набережной, 1940 год. Фото: pastvu

Публикация является частью проекта “Музей шаговой доступности”. Проект реализуется РОО ЭКО “Слобода” при поддержке Фонда Президентских грантов в сотрудничестве с программой ТС “Пятёрочка” “Забота о сообществе”. #музейшаговойдоступности