Каждый раз Басмания открывает своим читателям новые места в районе, которые еще не успели превратиться в туристические объекты. Вот и сегодня мы поговорим про небольшой дворик и дома, которые его окружают. А дома эти не простые, а доходные.
Как мы уже много раз говорили, в начале прошлого века в Москве был небывалый бум на высотное строительство. Купцы скупали деревянные лачуги и шикарные дворянские усадьбы, чтобы на их месте построить хорошенький доходный дом, в котором могли бы снимать квартиры как можно больше людей. Дальше, а точнее выше всех пошел Эрнст-Рихард Карлович Нирнзее. Именно он стал автором первых московских небоскребов, «тучерезов», как тогда было модно говорить. О самом же архитекторе практически ничего неизвестно – на рубеже веков он вместе с братом переехал из Варшавы в Первопрестольную и практически сразу занялся постройкой доходных домов. Всего за 14 лет он возвел почти 40 зданий причем в разных стилях – от эклектики до неоклассицизма. Но вершиной его карьеры стал «дом дешевых квартир» в Малом Гнездниковском переулке, что параллельно Тверскому бульвару. Целых 9 этажей плюс полужилой подвал, да крыша с кинотеатром и кафе. Квартирки действительно были простенькие – порядка 40 квадратов –для холостяков и съемных офисов в самый раз. Зато какой масштаб! До 1931 года это был самый высокий жилой дом города. Функционализм и отсутствие кухонь (столовая была на девятом этаже) потом переняли конструктивисты в своих домах-коммунах, а масштаб восприняли уже их приемники – отцы сталинского ампира – Жолтовский и Щусев. Сам же Нирнзее, как и многие другие архитекторы начала века, пропал как осколок старой, разбитой вдребезги Российской империи. В новом мире советского реализма его вдохновителям уже не было места. Одни говорят, что немец бросился в лестничный пролет в 1918-м, другие уверяют, что он иммигрировал и строил в США и Европе.
Собственно, мастеру Нирнзее купец Василий Лобзев и заказал поставить здесь, во дворах на Маросейке, свои дома. Построенные в 1905 году доходники недолго радовали своего хозяина – большевики помешали предпринимателю (и не только ему) отбить вложенные средства. Так, а как определить «лобзевские дома»? Очень просто – по аркам. Одна из них, двухэтажная, смотрит в сторону улицы, а вторая, безумно низкая, служит проходом между дворами. Через обе, кстати, проезжает Савранский с Костиком в начале фильма «Покровские ворота». Там в кадр попал и небольшой желтый домик, от которого сейчас осталась живописная руина – это бывшая словолитня Якобсона, в которой выпускали шрифты для типографий. Теперь через дверь попадают не в горячий цех, а в милый скверик.
Текст: Фёдор Дядичев
1)«Двор Ивановской горки». Автор: Быков Владислав
2,3) Серия «Ансамбль домов А.В.Лобзева». Автор: Васильчикова Алина
Публикация является частью проекта “Музей шаговой доступности”. Проект реализуется РОО ЭКО “Слобода” при поддержке Фонда Президентских грантов в сотрудничестве с программой ТС “Пятёрочка” “Забота о сообществе”.