Басманный район — это моя маленькая родина. Здесь я родилась, училась в школе, гуляла, а сейчас работаю. Он очень уютный, в нём много красивых мест. Любимейший сад имени Баумана, улица Радио с её промышленной архитектурой, храм Вознесения Господня Матвея Казакова, Покровский и Чистопрудный бульвары, дом со зверями, которых никогда не перестанешь разглядывать, улица Забелина и парк «Горка», площадь Разгуляй, пустынный стадион Металлург, Госпитальный Вал, Яуза и мосты через неё.
Мой глаз выхватывает интересные черты лица или элементы внешнего вида человека. Первое, что на что я обращаю внимание, это внешность, потом рассматриваю одежду и предметы, которые сопровождают человека. Образ складывается, и тогда человек становится очень красив и интересен во всём. Бывает и наоборот: первыми обращают на себя внимание цвета и орнаменты, фактуры и текстуры, геометрия одежды и предметов, а уже за всем этим проглядывает и сам человека. Это два разных процесса, сложно сказать в какой момент времени один сменяет или вытесняет другой. Наверное, это просто две параллельные дорожки, а я иду то по одной, то по другой.
Иногда я рисую тех, кто просто оказался в поле зрения, повернут ко мне лицом, тогда как все остальные — спиной. У человека может быть ничем не примечательная внешность, но в процессе рисунка всегда нахожу что-то особенное.
Всегда интересно рисовать пожилых людей. Их кожа, морщины, взгляд — все эти детали очень интересны.
При взгляде на молодые лица или лица людей среднего возраста, на минимализм, который есть в них, опасаюсь, что не смогу передать их образ в рисунке. Но и в этом минимализме кроется большая сложность: уловить черты гораздо сложнее, чем нагруженное деталями лицо пожилого человека.
Многие люди начинают стесняться, когда понимают, что их рисуют. Женщины всегда беспокоятся о своем внешнем виде. Один мужчина однажды начал прикрывать лицо рукой, а потом и вовсе спрятался в одежду. Но бывает, что человек спокойно воспринимает этот процесс, появляется лёгкая улыбка, интерес. Женщина, с портрета которой началось мое увлечение, попросила показать ей мою работу, а потом поинтересовалась, сотру ли я свой рисунок , когда закончу или сохраню.
Однажды я рисовала пожилого мужчину, он сидел прямо напротив меня. Когда он увидел, что я его рисую, то не отвел взгляд, не спрятался, не отвернулся. Мужчина смотрел на меня, казалось, так же внимательно, как я на него. Он был полон ощущения самодостаточности и уважения к себе. Как будто говорил мне: «Да, это я. Если я вам интересен, то я вот такой и никакой другой».
Пассажиры маршрутов т25 и м3, которых я вижу, довольно однородны. Среди них много очень представительных дам среднего возраста и пожилых. На остановке, от которой еду я – «метро Электрозаводская» — встречаются редкие студенты. После «метро Бауманская» становится больше людей среднего возраста. Много пенсионеров едут до Елоховской и Покровской церквей или до магазина Магнит на Бакунинской улице.
Свои работы я выкладываю в инстаграм. Туда попадают как целиком удавшиеся работы, так и работы, в которых удались только некоторые моменты. Пока что никто из пассажиров автобусов не обнаружил свой портрет в моём инстаграме. Я, если честно, не знаю, насколько мои портреты узнаваемы и близки к натуре. Но я запомнила некоторых пассажиров, узнаю лица, которые видела, рисовала или хотела нарисовать, но не успела. Знакомства ни с кем из пассажиров не произошло. И никто не просил у меня свой портрет в подарок.
Сложно выделить одну единственную любимую работу. Все они разные, каждая мне по-своему нравится. Но если говорить о точности отображения, о степени полноты образа, то мне нравится портрет мужчины в капюшоне и наушниках. Он получился довольно близким к натуре. У него очень интересные черты: небольшие голубые глаза, рельефное лицо, большой и уютный капюшон толстовки. Таким же вышел, как мне кажется, портрет девушки, которая тоже спряталась в чёрный капюшон и сидела с чуть запрокинутой головой, глядя куда-то вдаль, поверх всего. Ей было грустно и одиноко, хотя рядом с ней был её друг, но ему нужно было выходит из автобуса раньше. По ощущениям этот портрет получился на той же волне, что и портрет мужчины в наушниках. Он задал мне некий вектор, следуя которому мне иногда удаётся сделать работы, которые кажутся мне лучше других. Когда удаётся точно запечатлеть черты человека, что происходит не часто, это всегда запоминается. В дальнейшем стараешься ориентироваться на эти работы. Тогда получаются портреты, в которых натуры больше, чем автора. Хотя от автора никуда не деться, от самого себя не убежишь.
Троллейбус 25 был запущен в 1954 г. курсировал от Добрынинская пл. до Мейеровского пр. (проспект Буденного). В 1963, 64 годах маршрут был расширен. С 1993 по 2014 год троллейбус ходил от Любянской площади до проспект Буденного. В 2014 году троллейбус был снял с маршрута, но появился автобус Т25.
Автобус М3 запущен в 2016 г. — бывший автобусный маршрут 255к, ранее 05 (стадион «Лужники» (южн.) — Метро «Кропоткинская»). Продлён по Соймоновскому проезду, Пречистенской набережной (обратно по Волхонке), Кремлёвскому кольцу, улицам Маросейка, Покровка, Старая Басманная, Спартаковская, Бакунинская, Большая Семёновская к метро «Семёновская». 7 октября 2017 года спрямлён по Волхонке в обе стороны.
Лера Бастрикова, @lera_bastrikova