Слободы Москвы

Если посмотреть на Москву глубокой древности с какой-либо высокой точки, то мы увидели бы сверкающие золотом маковки церквей, стены, башни, часовни, теремки, пестрые башенки, дома, домики, сараи, склады и среди них ветровые мельницы. Все это поразбросано то по берегам речек, то в зелени садов и рощ : узкие, кривые улицы, площади велики и грязны, дома будто бы вросли в землю. Речки еще вьются на поверхности, на просторе. Широкая и достаточно глубокая Яуза, Синичка, Хапиловка, Чечёра. Мутные, болотистые Неглинка и Самотека, обширные пруды среди боярских отчин. Множество садов, огромное количество огородов. Огороды везде, за Москвой-рекой, по берегам других речек, в Китай-городе и Белом городе. Без этих рек и речушек, прудов и ручьев Москва никогда не стала бы такой, какой мы ее знаем сейчас. Ведь люди издревле селились и жили там, где могли найти для себя живительную воду. Сегодня мы поведаем о поселениях, возникших по берегам местных рек, которые, в конце концов, стали частью современной Москвы.

Невозможно представить древнюю Москву без лесов по окраинам — сосновых, дубовых, березовых. Среди них желтеют большие дороги и, прорезая заросли и кустарники, змейкой вьются узкие проселочные тропы. А за ними опять приселки, выселки, пригороды и большие слободы, отделенные от города деревянными надолбами, поставленными для того, чтобы никто не мог въехать в Москву и выехать из нее мимо застав, чтобы не провозили в город не выявленные товары и корчемные питии.

Ап. Васнецов «Кремль при Иване Калите»

Сады тогда были почти необходимостью. Не было практически ни одного домовладельца, у которого не было бы при доме сада. Они были тенистыми, окружались плотным забором, внутри стояли качели, как необходимое развлечение для девушек-затворниц: это была одна из немногих доступных для них забав. Среди садов, как правило, находились огороды с незатейливыми овощами: капустой, чесноком, луком, редькой и свеклой. Благодаря этому наши зажиточные предки дач не знали, а простой народ пользовался садами для загородных гуляний. Дачи начали появляться только при Петре I.

Внутри города было еще немало пустырей, рвов и оврагов, росли густые рощи. Они были еще настолько глухими и первобытными, что девушки из окрестных слобод ходили туда за грибами, ягодами да орехами. Гороховое поле тогда действительно засевали горохом на большое пространство. Было тогда в Москве приволье и зверю, и птице. Москва была больше похожа на десятки скучившихся сел и деревень, чем на столичный город.

Слободы Москвы

Самим своим названием наш район обязан дворцовой Басманной слободе, память о которой сохранилась в названиях улиц: Старая и Новая Басмания. Здесь жили басманники. В исторической литературе было высказано несколько версий о происхождении. Согласно словарю В.И. Даля, «басманом» назывался «дворцовый или казенный хлеб». В одном старинном документе за 1690 год можно прочитать, что патриарху было подано «столового кушанья…10 басманов». Логично предположить, что здесь жили пекари, но, как известно, пекари жили в совершенно другом районе, на месте нынешнего Хлебного переулка. И другая версия объяснения занятия жителей слободы кажется более обоснованной. Басмой на Руси называли тонкие листы металла (серебряные, золотые, медные) с вытесненным чеканным рельефным рисунком, применявшийся для украшения икон, оружия, доспехов. Скорее всего, в слободе жили оружейники и чеканщики по металлу. А в путеводителе 1833 года утверждалось, что пошло это название от Басманова — любимца и наперстника царя Иоана Грозного, чья усадьба, якобы, располагалась в этих местах. Жил ли тут Басманов на самом деле неизвестно. Весь окружающий район, за редким исключением, обустраивался уже при Петре I.

Иван IV Грозный и Басмановы, литография XIX в

Басманная слобода была одной из крупнейших слобод Москвы, по числу дворов уступавшая лишь Садовой, Барашской и Огородной. Ее центром считалась Сретинская церковь, известная с 1625 года (Старая Басманная улица, дом 16). К концу XVII века Басманная слобода расширяется на север, появляется новая улица. Сначала это территория, состоявшая из тяглецов Басманной слободы и «загородных», живших за чертой города, называлась Новой солдатской или Капитанской слободой, реже — новой Басманной. Здесь указом царя были поселены военные, а с 1714 года в обеих слободах было дозволено строить дворы купцам.

По воспоминаниям путешественников здесь же, по соседству с Немецкой слободой, жили те иноземцы, кто перешел на русскую службу и принял православие. Несколько слобод района располагалось в пределах Белого города. Лучников переулок, находящийся сейчас между нынешними Покровской и Мясницкой улицами, напоминает о Лучниковой слободе. По одной из версия здесь торговали луком, по другой — здесь жили ремесленники, изготовлявшие боевые луки.

Еще об одной слободе напоминает церковь Николая Чудотворца «что в Глинниках», иногда упоминаемая «что в Кленниках», находящаяся в начале Маросейки. Предшественником этого храма являлась деревянная церковь Симеона Дивногорца, построенная в 1468 году Иваном III (дом 15) в благодарность за то, что сильный пожар этого года не перекинулся в Кремль. Слободу населяли блинники — мастера, изготовлявшие блины. В Древней Руси блины пеклись, как правило, в двух случаях: во время Масленицы и поминок, являясь их непременным атрибутом. На Руси в старину первый масленичный блин всегда отдавался нищим, на помин душ покойных.

Храм Николая Чудотворца в Клённиках. Фотография Николая Найдёнова. 1883

Архангельский переулок был назван по находившейся здесь церкви Архангела Гавриила. В ее окрестностях находилась патриаршая Гавриловская слобода. В старину этот переулок назывался еще и Котельниковым, поэтому можно полагать, что слобода была ремесленная. Храм на этом месте впервые упоминается в 1551 году и именовался тогда церковью Гавриила Архангела «что в Мясниках». В 1620 году он именуется как «Гавриила Великого что на Поганом пруде». Сейчас на этом месте стоит знаменитая Меншикова башня.

Одним из древнейших поселений называлось село Кулишки. Свое название получило оно от слова «кулига» — топкое мокрое место. По преданию именно здесь располагалось одно из сел боярина Стефана Ивановича Кучки.

Еще одно древнее село называлось Подкопаево, чьи жители добывали глину, подкапывая крутой берег речки Рачки, некогда проходившей здесь и убранной под землю. Название это сохранилось в имени переулка и в названии церкви Николы, что в «Подкопаеве».

Церковь Николая Чудотворца в Подкопаях. Фотография из альбома Николая Найдёнова, 1882 год

Спасоглинищевский переулок был назван по церкви Спаса, что в «Глиннищах». Впервые Глинища упоминаются в духовной грамоте Адриана Ярлыка, старца Симонова монастыря, составленной в 1460 году. Из названия следует, что здесь жили глинники — мастера по изготовлению глиняных печей. Позже переулок называли еще и Горшечным, по большому количеству горшечных лавок.

Гончар. Село Владимирское Макарьевского уезда Нижегородской губернии. 1900-е.

Колпачный переулок был назван по Колпачной слободе, где жили мастера колпачники. Теперь под этим татарским словом понимают головной убор, но первоначально так именовали высокую шапку с узким меховым отворотом с одной или двумя прорехами, к которым крепились пуговицы и запоны. Колпаки делались из дорогих материалов, в основном из бархата «червчатого» и украшались жемчугами и другими драгоценными каменьями. Носили их московские великие князья. Также колпаком называли воинское наголовье, а уже позднее этим словом начали обозначать головные уборы простонародья.

По соседству известны Хохловские переулок и площадь, напоминающие о существовании здесь Хохловки — поселения украинцев. Слобода эта известна с XVII века, когда после вступления Войска Запорожского в русское подданство в 1654 году, здесь начали селиться казаки. Рядом, в Колпачном переулке, стоял двор гетмана обеих сторон Днепра Ивана Мазепы. Кстати, название соседней улицы Маросейка отсылает к Малоросскому подворью, в котором останавливались официальные представители Украины, приезжавшие в Москву до вступления в подданство. Также возможно, что название Хохловка происходит от имени князей Хохолковых-Ростовских, у которых здесь был двор.

Название церкви Успения Богородицы «в Котельниках» на углу Покровки и Потаповского переулка говорит нам о том, что здесь была слобода котельников, изготовляющих котлы для варки пищи. Ремесло котельников требовало использования открытого огня, а поэтому их поселение располагалось на окраине города. Однако, с расширением городских территорий, слобода оказалась внутри жилых кварталов, и котельники были вынуждены перебраться за Яузу, где теперь известны Котельнические переулки и набережные.

От угла Старосадского-Петроверигского переулка находился Квасной переулок. Судя по названию, проживали там умельцы, изготовлявшие квас.

Другие московские слободы располагались между современными Бульварным и Садовым кольцами. Так, между Мясницкой улицей и Покровкой находилась дворцовая Огородная слобода, жители которой поставляли разные овощи. Наибольший спрос имели капуста и огурцы. Из фруктов самыми популярными были яблоки. Для нужд двора, несмотря на суровый московский климат, огородники умудрялись выращивать в «содилах» (парниках) даже арбузы и дыни. Память о слободе сохранилась в названии переулка «Огородная слобода», одного из самых больших в Москве. Главной достопримечательностью здесь, без сомнения, была церковь Харитона Исповедника, известная с 1625 года. Именно по ней получили свои названия Большой и Малый Харитоньевские переулки. Несколько больших дворцовых слобод находились южнее Покровки.

Барашевская слобода дала название Барашевскому переулку. Барашами называли княжеских и царских слуг, возивших за государем в походах шатры и раскидывающих их в поле для отдыха. Документы отмечают в Барашах две приходские церкви — Воскреенскую и Введенскую. Первая известна с 1620 года, вторая знаменита тем, что при ней в 1660-х годах действовала одна из первых известных нам Московских школ, которую на свои средства устроил местный священник. По некоторым сведениям, до поселения барышей здесь существовала небольшая Ильинская слобода.

Большой и Малый Казенные переулки сохраняют память о Казенной слободе, находившейся с правой стороны Покровки. В древности казной называли запасы различных вещей, драгоценных камней, денег и так далее. Сама казна хранилась в Кремле при Благовещенском соборе. Поскольку значительной частью казны были меха, платья и другие ценные вещи, понятно что в распоряжении казенного приказа были скорняки, портные и другие мастера. Они готовили меха и шубы для посылок в качестве подарков, отправлявшихся вместе с русскими посольствами в иностранные государства. Основное население слободы составляли дворцовые служители, хранившие различное дворцовое имущество.

Находящийся неподалеку Казарменный переулок когда-то назывался Дегтярным по дегтярному двору, а малые Садовники — по небольшой слободе садовников по его правой стороне.

Еще несколько слобод находилось уже за пределами Земляного города. Так, название Верхней и Нижней Сыромятнических улиц, одноименных переулков, проезда и набережной напоминают о существовании здесь Сыромятников — слободы кожевников. В Москве кожевники жили в нескольких местах: в Замоскворечье жили овчинники, а на правом берегу Яузы — сыромятники (шорники). В производственном цикле кожевничевского производства сыромятники выполняли первичную выделку шкур пушных зверей. Их размачивали в воде, мяли и обрабатывали на колоде специальным ножом. Очищенные от сала таким образом шкуры распрямляли, посыпали овсяной или ржаной мукой, затем клали в квасильный чан одна на другую, сверху поливали слабым рассолом. Квашение длилось от 3х до 6 дней. Шкуры каждый день вынимали, мяли голыми ногами, прибавляли в чан свежей муки. Размягченный шкуры затем полоскали в чистой воде, снова очищали на колоде, мяли и частично высушивали. Мясная сторона натиралась мелом, после чего их выколачивали, высушивали, проветривали и расчесывали шерсть. Выделка овечьих шкур была особым видом производства со своей спецификой, и занимались этим овчинники.

Выделка кожи

Но, пожалуй, самой известной из московских слобод в нашем районе была Немецкая слобода. Согласно царскому указу от 4 октября 1652 года иноземцы, не принявшие православие, должны были покинуть престижные районы Москвы и образовать иноверческое поселение на месте, удаленном от центра города «где были… наперед сего немецкие дворы..» до московского разорения (то есть до 1611г) . Место это уже в XVI веке было облюбовано обосновавшимися в Москве «немцами», европейцами разных национальностей, попадавших сюда пленниками, а также наемными специалистами.

По свидетельству пана Станислава Немоевского, «лифляндские изменники» построили около 150 домов «московским способом», с черными избами, у реки Яузы. Благоволивший им царь Борис Годунов даровал немецким купеческим людям полную свободу и права гражданства в Москве наравне с московскими купцами. Русские прозвали московский иноземный пригород Кукуем, по названию протекавшему в этих местах ручья, притока реки Чечеры. Особенность кукуйского предместья была в том, что большую часть населения в нем составляли военные. По переписи 1665 года из 204 дворов слободы 142 принадлежало офицерам. И всем им царь Алексей не тяготился платить жалование даже в мирное время, чтоб иметь их всегда про запас при неожиданно наставшей войне.

Сергей Иванов «Немец» 1910

С северо-запада к Немецкой слободе примыкало село Елохово. Иван Забелин указывал, что такое название применялось к определению «мокрое болотистое место», а согласно словарю «елоха» обозначало ольху — дерево, в изобилии произраставшего по берегам здешнего ручья Ольховца, правого притока речки Чечеры, впадающей в Яузу. Село Елохово известно с 1694 года, а в 1712 году оно именуется «Елохова слобода». Встречается и наименование «Богоявленская слобода, что в Елохове». Тогда она принадлежала соседнему дворцовому селу Покровскому-Рубцову, где Богоявленская церковь была одним из четырех храмов этого села.

Самым восточным селением района являлось само село Покровское-Рубцово. Основная дорога села — это ныняшняя Бакунинская улица. Часть покровской дороги, в прошлом она начиналась от церкви Богоявления в Елохово и кончалась Покровским мостом через Яузу. Здесь при царе Михаиле Федоровиче была обустроена царская усадьба. Хоромы имели множество комнат, рядом располагались конюшни, кухни и другие подсобные сооружения. Деревянный дворец был обращен в сторону дороги и речки Гнилушки. В 1632 году речка была запружена и здесь образовался Рыбинский пруд, находился он теперь на месте улицы Гастелло. Здесь разводили рыбу, для чего на противоположном берегу поселили небольшую рыбную слободу. По соседству была мельница и деревянный мост через Яузу. В 1635 году на берегу пруда разбили плодовый сад. В первой половине XVII века население Покровского сильно возрастает. Среди жителей числятся серебренники, бобровники, рыбные ловцы, мельники, портные, шапошники, крашенинники, мясники. К селу «тянулись» деревни Черницино, Сырково, Обрамцево, Кобылино, Оревцево. Там же известен во второй половине XVII века приписанный к Покровскому приселок Гольяново. Другой приселок Новое Виденское находился близ современного Лефортово. Лишь одна деревня Халилово или Хапилово примыкала к селу с юга, располагаясь в районе современных Почтовых улиц. В конце XVII века Покровским ведала Мастерская палата. Среди обслуживающих частное хозяйство людей называют дворцовых сторожей, гусятников и гусятниц, садовников и коровниц.

И.Е. Репин «Приезд царей Иоанна и Петра Алексеевичей на Семеновский потешный двор в сопровождении свиты», 1900

В эпоху Петра I столичная жизнь постепенно перемещается в Яузские слободы. Большинство местных жителей занималось торговлей и ремеслами: прядением, ткачеством, изготовлением позументов, волочением золота и серебра. Пятая часть жителей записалась в купечество. На рынке при Новонемецкой слободе около половины торговых мест принадлежало жителям Покровского. В 1785 году современник отмечал, что в Покровском во всяком доме есть стан какого-нибудь мастера. В 1775 году тут было зарегистрировано 818 станов 232 владельцев. Крупные предприятия начали появляться уже в эпоху Петра I . В 1719 году здесь организуется казенный прядильный двор. Со временем число фабрик значительно увеличилось, стали появляться каменные дома и были организованы полицейские части. Но это уже совершенно другая история.

Текст: Михаил Чернышев- москвовед, основатель галереи «Память».

Источники и литература:

В. Бурлак «Москва Таинственная»

М. Артемьева «Темная сторона Москвы»

П. Гаврилов В. Чернобров В. Климов «Москва: феномены, аномалии, чудеса»

М.Гречко «Другая сторона Москвы. Черный путеводитель»

История московских районов, энциклопедия

И.Кондратьев «Седая старина Москвы»

П.В. Сытин «Из истории московских улиц (очерки )»

Владимир Гоник «Преисподняя»

Публикация является частью проекта музея Басманного района «Воды Басмании». Проект реализуется РОО ЭКО «Слобода» с использованием гранта Президента Российской Федерации, предоставленного Фондом президентских грантов.